В 2022 году малые и средние предприятия (МСП) обеспечили 21% валового внутреннего продукта (ВВП) в России. Ровно такой же была их доля в 2019 и в 2020 году. В 2018 и в 2021 году этот показатель составил 20%, в 2017 году –22%. Эти данные Росстата показывают, что удельный вес малого и среднего бизнеса в России гораздо ниже, чем в большинстве стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 38 государствах ОЭСР на малые и средние предприятия приходится от половины до трёх четвертей валовой добавленной стоимости.
По состоянию на февраль 2024 в едином реестре Федеральной налоговой службы (ФНС) значилось 6,4 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 2,3 млн (36%) были юридическими лицами, остальные 4,1 млн – индивидуальными предпринимателями (ИП). На долю юрлиц при этом приходилось в общей сложности около 12,4 млн работников, на долю ИП – 2,7 млн. Кроме того, число самозанятых, по данным ФНС, составило 9,7 млн человек.
Входящие в категорию МСП юрлица, ИП и самозанятые имеют ряд льгот, которые должны снизить финансовую нагрузку на них, уменьшить их расходы на администрирование и повысить их шансы в области сбыта. Наиболее, пожалуй, важная льгота – снижение взносов социального страхования. После начала коронавирусной пандемии в 2020 году совокупный тариф этих взносов для МСП был уменьшен с 30% до 15% – правда, лишь в той части выплачиваемых зарплат, которая в течение месяца превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), составляющий 19 242 рубля. Для малого и среднего бизнеса есть также преимущества при получении заказов от компаний, контролируемых государством.
Выгоден для МСП и действующий с марта 2022 мораторий на плановые технические проверки и инспекции, осуществляемые надзорными органами. В послании к Федеральному собранию от 29 февраля 2024 президент России Владимир Путин анонсировал продолжительный отказ от регулярных проверок бизнеса с 2025 года. Проверки должны по возможности заменяться профилактическими мероприятиями. При наличии рисков следует, по словам Путина, произвести их оценку, чтобы принять решение о проведении проверки в том или ином случае.
В июне 2023 года глава российского государства публично поручил правительству задействовать дальнейшие механизмы для поддержки малого и среднего бизнеса. «Задача в том, чтобы поддержать развитие, убрать преграды, которые мешают бизнесу набирать силу, расширяться, создавать новые рабочие места», – заявил тогда Путин и потребовал разработать предложения касательно льготного периода налогообложения и других мер поддержки малых и средних предприятий.
В сентябре 2023 года российский министр экономического развития Максим Решетников предложил подставить плечо так называемым МСП+, то есть компаниям, переросшим рамки малого и среднего бизнеса, но имеющим при этом годовой доход не выше 10 млрд рублей. Решетников высказался за то, чтобы оказать более серьёзную финансовую поддержку предприятиям этой категории, в том числе посредством льготного инвестиционного кредитования и зонтичных поручительств. Кредитные гарантии в их пользу должны предоставляться по упрощённой схеме. Эти меры должны стать для таких предприятий компенсацией за более высокие налоги, ужесточение проверок и увеличение бюрократических сложностей.
В своём послании президент Путин в конце февраля 2024 пообещал амнистию тем средним предприятиям, которые из налоговых соображений разделились на более мелкие структуры. Из-за искусственного «дробления» фирм российская государственная казна недополучила сотни миллиардов рублей в период с 2019 по 2022 год.
Путин упомянул и ещё одну льготу, которая должна быть предоставлена малому и среднему бизнесу каждые пять лет: кредитные каникулы на срок до шести месяцев без ухудшения кредитной истории. Заявлению президента предшествовало распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина – тот в октябре поручил Минфину и Минэкономразвития до 1 июля 2024 года законодательно закрепить за МСП соответствующие права.
Критика политики в отношении МСП Многие представители правящей российской элиты (как, например, Герман Греф, председатель правления Сбербанка – ведущего кредитного института страны) неоднократно выступали с критическими замечаниями на тему того, что малый и средний бизнес, на их взгляд, развивается медленнее, чем ему позволяет потенциал. Доля таких предприятий в российском ВВП могла бы, по словам Грефа, вырасти как минимум до 40%, если бы доступ к ссудам получил более широкий круг фирм. Процедурные дебри настолько затрудняют выдачу подобных кредитов, что она, как посетовал Греф, происходит в ручном режиме – и в итоге кредиты эти становятся нерентабельными, а меры поддержки неэффективными.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что лишь немногие предприятия малого и среднего бизнеса охвачены мерами господдержки. Это, по её словам, касается субсидий, поручительств и других инструментов. По оценке Грефа, речь идёт в общей сложности приблизительно о 250 мерах поддержки, которые принимаются без должной координации, и большинству предприятий слишком трудно ими воспользоваться из-за переизбытка препятствий.
От царских и советских времен до наших дней В царской России создавались многочисленные мелкие и средние предприятия – особенно после отмены крепостного права в 1861 году. Это было время перемен, свидетельством чему стали такие предпринимательские проекты как «Смирнов» или «Руссо-Балт». Пётр Смирнов, основав свою компанию в шестидесятые годы девятнадцатого века, перекроил российский рынок алкоголя за счёт продуманного маркетинга. Русско-Балтийский вагонный завод, возникший изначально как филиал кёльнского вагоностроительного предприятия Van der Zypen & Charlier, занялся в 1908 году производством автомобилей. В 1917 году революция в стране кардинально преобразила бизнес-ландшафт. «Руссо-Балт» сменил прописку на Фили (сегодня неподалёку расположен офис Российско-Германской внешнеторговой палаты), производство было переименовано в 1-й Бронетанковый автозавод.
Советская экономическая политика отдавала приоритет госконтролю и плановому хозяйству. Многие малые и средние предприятия были национализированы и закрылись. Вместо этого СССР сконцентрировался на создании моногородов, которые развивались вокруг крупного предприятия или промышленного объекта. Один из примеров этого – татарский город Набережные Челны, тесно связанный с КАМАЗОМ, основанным в 1969 году и производящим грузовики. Город разрастался вокруг завода, его население увеличилось с нескольких десятков тысяч человек до полумиллиона. В Советском Союзе моногорода должны были производить всё на месте. В результате практически не было малых и средних предприятий в качестве поставщиков комплектующих. В этом состояло одно из отличий от капиталистических стран.
Последний и единственный президент СССР Михаил Горбачёв провозгласил перестройку, чтобы модернизировать стагнирующую советскую экономику и открыть её остальному миру. В ноябре 1986 Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», позволявший гражданам после государственной проверки работать с использованием рыночных механизмов. Заниматься этим разрешалось, правда, только «в свободное от основной работы время».
В 1988 году поле деятельности для кооперативов было расширено, и те получили право участвовать в любой незапрещённой деятельности, включая банковский сектор. По данным государственного информагентства ТАСС, в 1987 году в стране имелось 13 900 зарегистрированных кооперативов. В 1990 году их число возросло до четверти миллиона.
Горбачёв строил большие планы и в отношении приватизации государственной собственности. Он хотел, к примеру, инициировать программу преобразования госпредприятий в акционерные общества, но не опирался при этом на полную передачу госсобственности в частные руки. В свободную продажу поступили, например, 49% акций автопроизводителя КАМАЗ. Большинство акций осталось за профсоюзом предприятия (38%) и автономным Советом Татар (13%). После распада СССР реформаторы из окружения президента Ельцина при поддержке западных экономистов (таких, как гарвардские профессоры Джеффри Сакс и Андрей Шлейфер) сделали ставку на так называемую шоковую терапию. Чтобы внедрение рыночной экономики в России стало необратимым, приватизировалось как можно больше предприятий и как можно быстрее. Со 2 января 1992 года указом Ельцины были отпущены цены на 80% производственных и 90% потребительских товаров. По данным немецкого Федерального центра гражданского образования (bpb), цены в результате либерализации за несколько дней выросли на 250%, а к концу 1992 года – на 1800%. Чтобы максимально ускорить разгосударствление собственности и приобрести поддержку населения, реформаторы сделали выбор в пользу ваучерной приватизации. С 1992 по 1994 год таким способом было приватизировано 15 тысяч фирм. Как отмечается в докладе Международного валютного фонда (МВФ), в ваучерной приватизации приняли участие более 95% россиян. Страдая от гиперинфляции и нуждаясь в деньгах, многие продавали свою долю по заниженной цене. Группа расторопных коммерсантов, образовавших нечто вроде сети, воспользовалась ситуацией и скупила мажоритарные пакеты акций бывших госпредприятий по цене гораздо ниже рыночной. Возник новый класс сверхбогатых русских с политическим влиянием – так называемые олигархи девяностых.
Предложения по дальнейшей поддержке МСП Малые и средние предприятия, как правило, быстро приспосабливаются к изменчивому бизнес-окружению, и это даёт им преимущество в эпоху экономических санкцией – так считает Ольга Панина из Финансового университета при правительстве РФ. Как полагает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам», малый и средний бизнес, будучи более гибким и готовым на риск, активно заполняет возникающие лакуны на рынке, благодаря чему российский экономический ландшафт меняется в пользу МСП. Алексей Хижняк, член МРО «Деловая Россия», отмечает, что ниши высвободились, к примеру, на рынке одежды, обуви и программного обеспечения.
По мнению Хижняка, государственная инфраструктура поддержки МСП улучшается. Он, в частности, считает действенной мерой финансовую помощь в размере до 500 тыс. рублей для тех, кто организует свой бизнес, будучи при этом моложе 25 лет. Эффективны также льготные кредиты для МСП в рамках программы 1764 и отраслевые меры поддержки для аграрных предприятий, гостиничного бизнеса и разработчиков софта.
В специализированных центрах, работающих с 2021 года при местных органах власти во всех регионах за исключением Москвы, предприниматели-новички могут получить консультации касательно господдержки и бизнес-возможностей. Кроме того, уже два года онлайн-портал МСП.РФ не только предоставляет заинтересованным предпринимателям информацию о доступных программах поддержки, но и позволяет подать заявку на финансирование сразу в несколько банков.
Набирающие влияние мелкие и средние предприятия активны зачастую в тех секторах экономики, где до 2022 года действовали западные компании, чей уход с рынка дал преимущество их российским конкурентам. Многие из этих экономических областей российское правительство считает к тому же приоритетными. В их число входят перерабатывающая отрасль, инжиниринг и услуги IT, а также внутренний туризм. Предприятия из этих отраслей могут рассчитывать на щедрую государственную поддержку.
Сравнение с Германией Почти все (99,6%) предприятия в Германии относятся к мелким и средним. По оценке Евростата, в 2022 году 57% процентов трудоустроенных граждан в Германии работали в категории МСП. В среднем по Евросоюзу этот показатель составляет почти две трети. При этом на МСП в Германии приходилось менее половины (47%) всей созданной добавленной стоимости – по сравнению с 52% в среднем по ЕС. Каждое немецкое предприятие в категории малого и среднего бизнеса имело на тот момент в среднем 6,8 работников – это самый высокий показатель для стран ЕС (среднее значение там – 3,5). Плотность распределения МСП в Германии, однако, ниже, чем в соседних странах и в среднем по Евросоюзу. В ФРГ на 100 тыс. жителей приходилось тогда примерно 3 МСП, в среднем по ЕС – 5,4. А в соседней Чехии – и вовсе 10,3 на 100 тыс. жителей.
В России малые и средние предприятия создают только 21% добавленной стоимости, то есть вполовину меньше по сравнению с Германией. На протяжении многих лет российское правительство пытается улучшить этот показатель, но результаты скромные. Планировалось, что нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» позволит поднять долю МСП в ВВП до 40 процентов к 2030 году, но затем эта намеченная планка была снижена до 32,5 процентов. Подъёму малых и средних предприятий мешает структура российской экономики, до сих пор подверженная наследию советского коммунизма с его предприятиями-гигантами и моногородами.