Аналитика

Перспективы российского авторынка на 2024 год

По итогам 2022 года автомобильный рынок России рухнул до минимальных значений в новейшей истории: в стране было продано всего 680 тыс. автомобилей, т. е. почти на 60% меньше, чем годом ранее. В прошлом году российский авторынок сумел отыграть почти 70% потерь, а продажи подросли до 1,059 млн единиц. Тем не менее, результат 2023 года оказался на 36,4% ниже уровня 2021 года, когда в РФ было продано 1,66 млн автомобилей.

Динамика рынка в 2023 году характеризовалась ростом влияния китайских автопроизводителей, доля которых впервые превысила половину всех продаж на российском рынке. Эта тенденция может сохраниться и в 2024 году. По оценке агентства «Автостат», на долю китайских брендов уже приходится 52% российского рынка, тогда как доля российских автопроизводителей во главе с «АвтоВАЗом» составляет 31%. Остальные 17% делят между собой продажи американских, европейских, японских, корейских машин, поставляемых по схемам параллельного импорта.

Наиболее продаваемые иностранные автобренды в РФ тоже родом из Китая. Самый популярный из них Chery, который за год утроил продажи – до 119 тыс. единиц. Следом идет Haval, чьи автомобили собираются в Московской области. Продажи Haval увеличились в 3,3 раза – до 112 тыс. единиц. У Geely продажи выросли в 3,5 раза – до 94 тыс. автомобилей, а у Changan – сразу в 18,7 раз, до 48 тыс.
«АвтоВАЗ» господствует в нижнем ценовом сегменте рынка: большинство машин Lada сейчас предлагается по цене в районе 1 млн рублей, в то время как средняя цена китайского автомобиля стартует от 2 млн рублей. Более двух третей продаж Lada приходится на модель Granta.

В 2024 году аналитики ожидают дальнейшее восстановление продаж машин на российском авторынке до 1,2–1,5 млн единиц. «За последние, наверное, четыре года сформировался достаточно большой отложенный спрос. В России живут почти 150 млн человек, и надо ежегодно менять, обновлять парк примерно на 1,8–2 млн машин», – комментирует ситуацию директор «Автостата» Сергей Целиков. «Мое ощущение, что хороших, свежих машин на „вторичке“ становится все меньше, и придется выбирать что-то (на рынке новых автомобилей) – скорее всего Россию либо Китай. Другого практически ничего нет», – считает он.

В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) допускают рост российского авторынка по итогам 2024 года на 15% – до 1,3 млн единиц. Согласно базовому прогнозу агентства «Автостат», продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 18% – до 1,25 млн единиц, а оптимистичный прогноз предполагает рост на 32% – до 1,4 млн автомобилей. Директор розничных продаж автомобильной группы «Авилон» Илья Петров считает, что при сохранении текущих условий на рынке можно ожидать 1,25–1,4 млн проданных автомобилей по итогам 2024 года.

В «Авто.ру» полагают, что рост рынка на 10–15% можно считать базовым сценарием, а перезапуск локальных производственных площадок и снижение ставок по автокредитам могут привести к увеличению продаж до 1,5 млн новых автомобилей.

В целом эксперты с осторожным оптимизмом оценивают ближайшие перспективы российского авторынка. По их мнению, в 2024 году в РФ может быть продано 1,2–1,5 млн автомобилей, однако реализация этих прогнозов во многом будет зависеть от объемов локального производства и кредитной политики.

Источники: РБК, Коммерсантъ, ТАСС, IntelliNews (англ.)
Автомобильная промышленность