Аналитика

Замороженные активы России и кредит на 50 млрд долларов Украине

После 24 февраля 2022 года страны Запада заморозили находящиеся на их территории активы ЦБ РФ. В последний год среди этих стран ведутся активные дискуссии о допустимости использования этих средств для поддержки Украины и о возможных вариантах такого использования. Этой теме уже был посвящен один из выпусков нашей мартовской аналитики.

Большая часть замороженных активов РФ хранится на территории стран Евросоюза. Так, если общий объем заблокированных российских средств, по данным Еврокомиссии, составляет 260 млрд евро, то на долю ЕС из этой суммы приходится около 210 млрд евро. Остальная часть активов распределена между США, Великобританией, Японией и Швейцарией. При этом Швейцария – единственная из упомянутых стран, которая не входит в G7.

Использование доходов вместо конфискации
Основными аргументами против полной конфискации замороженных российских активов странами Запада стало отсутствие соответствующей правовой базы и возможный ущерб для репутации Европы в глазах международных инвесторов. Весной этого года стали появляться сообщения, что вместо конфискации ЕС планирует использовать для помощи Украине лишь доходы, получаемые от замороженных российских активов.

Соответствующее решение, которое польский экономист Ивона Вишневска оценила как «наименее радикальное», Совет ЕС обнародовал 21 мая. По оценке Еврокомиссии, объем средств, которые Украина таким образом сможет получать, составит 2,5 – 3 млрд евро в год. О направлении Украине первого транша в размере 1,5 млрд евро объявил в конце июля ЕС.

Доходы – «не собственность России»
По мнению Еврокомиссии, доходы от замороженных российских средств не являются собственностью России, поскольку они возникают непосредственно в результате решения о заморозке этих активов. Однако в Кремле такую оценку не разделяют. В конце августа пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал передачу Украине доходов от российских активов «незаконной экспроприацией» и «воровством наших денег», пообещав, что эти действия «будут иметь юридические последствия».

Вишневска приводит следующее обоснование позиции Евросоюза: если российские средства на территории ЕС были вложены, например, в государственные облигации, то по многим из этих облигаций уже произведены выплаты. Эти средства были зачислены на счета центральных депозитариев, но не были сняты. Доходы, получаемые от этих «припаркованных» средств, принадлежат самим депозитариям, а не российскому ЦБ, поясняет Вишневска, по сути повторяя озвученную позицию Еврокомиссии.

Это объясняет, почему ЕС намерен использовать не все доходы, полученные с момента заморозки российских средств весной 2022 года, а лишь те, которые были получены после 15 февраля 2024 года. Бельгийский депозитарий Euroclear, где хранятся практически все российские активы, оценивает общий объем доходов, полученных с них за период с 2022 года по конец марта 2024 года в 5 млрд евро.

Чтобы подготовить почву для возможного изъятия доходов, ЕС еще в феврале дал указание центральным депозитариям, в которых хранятся российские активы, переводить получаемые с них доходы на отдельные счета. Кроме того, с 15 февраля депозитариям запрещено переводить доходы владельцам средств.

Доходы направят на 50-миллиардный кредит Украине
В США, по различным оценкам, заморожено активов Банка России всего на 5 млрд долларов. Агентство Reuters в своих последних публикация писало о 10 млрд долларов. Правительство США с самого начала выступало за конфискацию заблокированных средств. А когда стало ясно, что европейские страны, и в первую очередь Германия, не готовы к этому шагу, США стали настаивать на более активном использовании средств.

Не только доходы, но и все ресурсы должны «работать» в пользу Украины, заявлял советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан. Возможный способ того, как этого добиться, предложил президент США Джо Байден. По его мнению, замороженные средства необходимо использовать для финансирования крупного кредита Украине, направляя получаемые от них доходы для погашения кредита и выплаты процентов.

В результате именно эту схему США согласовали со своими партнерами по G7, включая Германию и Францию. После прошедшего в июне саммите G7 в Риме, на котором было принято такое решение, Джо Байден заявил, что горд тем, «что США мобилизовали более 50 млрд долларов инвестиций по всему миру».

Согласно заявлению лидеров G7, до конца года Украине будет выделено 50 млрд долларов в качестве «дополнительного финансирования». Этот кредит будет «обслуживаться и погашаться за счет будущих внеплановых доходов от активов российского государства, заблокированных на территории Евросоюза, а также других стран и регионов». Предполагается, что эти средства по «различным каналам» будут направляться на оборону и в бюджет Украины, а также на ее восстановление.

По заявлению главы Минфина США Джанет Йеллен, конкретный вклад отдельных стран в общую сумму кредита станет предметом будущих переговоров. СМИ сообщали, что по 20 млрд долларов планируют внести США и ЕС, а оставшиеся 10 млрд будут распределены между Канадой, Великобританией и Японией. Правительство Канады оценивало свой вклад в 5 млрд долларов, а еще 3,3 млрд долларов намеревалась внести Япония, писало агентство Kyodo.

«Перераспределение» немецкой помощи
Правительство Германии в середине июля заявило, что уже учло планируемый кредит Украине в формировании своего собственного плана помощи Киеву. Месяцем позже стало известно, что в бюджете ФРГ на текущий год дополнительных средств для Украины не предусмотрено, а средства на следующий год уже имеют четкую целевую привязку, и их объем увеличивать не планируется.

Годом ранее правительство задним числом удвоило объем планируемой в 2024 году помощи Украине с 4 до 8 млрд евро. Однако, по мнению Минфина Германии, основные потребности Украины нужно закрывать не за счет помощи из немецкого бюджета, а за счет одобренного G7 кредита в 50 млрд долларов. Об этом министр финансов Кристиан Линднер заявил в письме в адрес Минобороны ФРГ, через которое поступает значительная часть немецкой помощи Киеву. Аналогично планы Германии интерпретировало издание Handelsblatt, которое в конце августа написало, что для финансирования помощи Украине в большей степени будут использоваться доходы от российских активов, а не средства национального бюджета.

Однако такая точка зрения не встретила понимания ни в правительственной коалиции Германии, ни за рубежом. Противники такого подхода указывают на отсутствие ясности в вопросе о том, когда одобренные средства фактически будут выплачены Украине и будут ли они выплачены вообще. Помимо того, что не урегулированы многие технические детали, по-прежнему под большим вопросом участие США в этом проекте, будущее которого неясно, писала в середине сентября газета New York Times.

Участие США под вопросом
В соответствии с законодательством Евросоюза, европейские санкции против России, включая решение о заморозке активов, необходимо продлевать каждые полгода, для чего требуется единогласное решение Совета ЕС. Помешать очередному консенсусному решению могут такие государства, как Венгрия, чья позиция считается дружественной России. По этой причине Бюджетное управление Белого дома сочло план G7 рискованным, пишет New York Times. В результате участие США в выделении Украине кредита должно быть одобрено обеими палатами Конгресса США, «маловероятно с логической и политической точки зрения», считает издание.

В статье отмечается, что необходимость одобрения со стороны Конгресса может отпасть, если Евросоюз изменит свое санкционное законодательство и тем самым снизит риск для американских налогоплательщиков.

Еврокомиссия в целом не хочет менять положение своего законодательства, предусматривающее необходимость единогласного продления санкционных решений каждые полгода. Но в вопросе санкций в отношении российских активов ЕС готов пойти навстречу США, увеличив срок действия ограничений с нынешних 6 до 36 месяцев. Однако и для этого потребуется единогласное решение стран-членов ЕС, чему опять-таки может помешать Венгрия. Но даже если срок действия европейских санкций будет увеличен до 36 месяцев, это не устранит рисков для бюджета США, а, значит, необходимость одобрения кредита Украине со стороны Конгресса сохранится, отмечает New York Times.

ЕС представил «план Б»
С учетом сохраняющейся неопределенности в этом вопросе Еврокомиссия разработала «план Б», предусматривающей финансирование кредита Украине без участия США. Об этом в середине сентября писала газета Financial Times. На прошлой неделе Еврокомиссия объявила о готовности выделить «до 35 млрд евро» из общего объема обещанного Украине кредита в 45 млрд евро. Остальные средства должны выделить «другие страны G7», говорится в заявлении.

Кредит предполагается финансировать за счет доходов от замороженных российских средств, «а также за счет добровольных взносов государств-членов ЕС, третьих стран и из иных источников», говорится в пояснениях Еврокомиссии. Участие США в документе не упоминается. Источники в ЕС сообщили, что Еврокомиссия намерена убедить «западных союзников» принять финансовое участие в этом проекте и в случае получения их согласия сократить свой собственный вклад. Кроме того, в Брюсселе сохраняют надежду, что США примут положительное решение об участии в кредите к запланированной на конец октября ежегодной встрече Всемирного банка и Международного валютного фонда.

ЕС может не успеть
Когда в июне страны G7 согласовывали план по выделению Украине 50-миллиардного кредита, предполагалось, что он будет реализован до конца 2024 года. Причиной такой спешки помимо острых нужд Украины стали предстоящие в ноябре президентские выборы в США. В начале лета казалось, что возвращение Дональда Трампа в Белый дом практически предопределено. Выделение Киеву столь крупного кредита было призвано смягчить возможное прекращение дальнейшей поддержки со стороны администрации Трампа. После того как Демократическая партия США выдвинула в качестве нового кандидата в президенты действующего вице-президента Камалу Харрис, необходимость в спешке несколько ослабла, отмечала в начале сентября американская газета Politico. Причина – высокий рейтинг Харрис по результатам опросов. В то же время источники Politico в Евросоюзе сообщили об усилении разногласий между США и ЕС по поводу деталей планирующегося кредита Киеву.

Для выделения своей доли в 35 млрд евро Еврокомиссия намерена использовать механизм «макрофинансовой помощи». Чтобы увеличить размер помощи, уже выделяемой Украине через этот механизм, достаточно решения Европарламента и квалифицированного большинства стран-членов ЕС (минимум 15 стран, в которых проживает 65% всего населения ЕС). Однако принять такое решение необходимо до конца 2024 года. В противном случае со следующего года опять потребуется единогласное решение всех стран-членов, что создаст риск срыва плана отдельными странами Евросоюза.