Аналитика

Китайский автопром покорил российский рынок

До 2022 года китайские автомобили играли на российском авторынке второстепенную роль. Однако после ухода из страны западных производителей китайские корпорации остались единственной альтернативой российскому автопрому, отмечает российская версия журнала Forbes.

За первые десять месяцев докризисного 2021 года на долю китайских брендов пришлось всего 6,7% от общего числа проданных в РФ новых легковых и легких коммерческих автомобилей, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Основными конкурентами российского автопрома, доля которого на тот момент составляла 28%, были автопроизводители Южной Кореи и Японии, занимавшие соответственно 25% и 15% отечественного рынка. Несмотря на то, что китайские автомобили в 2021 году уже успели удвоить свою долю по сравнению с предыдущим годом, они все еще отставали по продажам от французских и германских брендов.
В 2023 году родом из КНР был уже каждый второй (51%) проданный в России новый автомобиль, показало совместное исследование консалтинговой компании OKS Labs и холдинга «Ромир». А к середине 2024 года доля китайских автобрендов, по данным агентства «Автостат», достигла 61%. Восемь из десяти самых продаваемых в РФ марок по итогам первых семи месяцев 2024 года были китайскими. В топ-10 по продажам также вошла белорусско-китайская марка Belgee. Самые популярные «китайцы» – Chery, Geely и Haval («дочка» первого частного китайского автопроизводителя Great Wall Motor). По данным «Автостата», к июлю они совокупно реализовали в РФ 266 тыс. автомобилей, обогнав отечественного лидера Lada (243 тыс. единиц).

В премиальном сегменте китайские автомобили занимают уже 80% российского рынка. В тройке лидеров – внедорожники от Exceed и Tank, а также электрокары от Li Xiang. При этом у российских автолюбителей по-прежнему есть возможность приобретать премиальные автомобили западных производителей, которые ввозятся по параллельному импорту. По данным «Ромира», в конце 2023 доля параллельного импорта в продажах новых автомобилей года составляла 8%. В апреле этого года на параллельный импорт приходилось уже 11% всех продаж, говорилось в оценке Банка «Открытие». По параллельному импорту в РФ ввозят и некоторые китайские машины, поскольку в этом случае они обходятся дешевле, чем поставляемые официально, пишет «Коммерсантъ».
Китайские производители доминируют и на российском рынке грузовиков. По итогам первого полугодия 2024 года на такие бренды, как Sitrak, Shacman, FAW и т. д., пришлось в общей сложности 72% от всех продаж новых грузовиков, сообщает «Автостат». Лидером рынка грузовых автомобилей остается отечественная марка «КамАЗ», доля которой по итогам шести месяцев составила 17,7%. В топ-10 также входят российский ГАЗ (6%) и белорусский МАЗ (4,3%). За тот же период 2023 года доля китайских грузовиков составляла 65,3%, «КамАЗа» – 24,7%. А в 2021 году на «КаМАЗ», ГАЗ и МАЗ приходилось соответственно 36%, 9,6% и 5,5% российского рынка грузовых автомобилей. Помимо них значительные доли были лишь у шведских брендов Scania (7,2%) и Volvo (5,8%).

Лишь в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) лидерство на российском рынке по-прежнему сохраняется за отечественными брендами. По состоянию на конец июля 2024 года на долю УАЗа, ГАЗа и «АвтоВАЗа» приходилось 79% всех продаж легкой коммерческой техники против 80% годом ранее, подсчитали в «Национальном агентстве промышленной информации» (НАПИ). Тем не менее китайские марки стремительно сокращают отставание. Их совокупная доля в российских продажах за год увеличилась почти вдвое и к июлю 2024 года достигла 15%. Самые популярные бренды из Китая – Great Wall, JAC и Dongfeng.
Доминирование автопроизводителей из КНР отражается и в количестве брендов, представленных на российском рынке. Весной 2024 года в РФ официально присутствовали в общей сложности 37 автобрендов, в том числе 7 из России и 30 из Китая. В 2021 году в РФ официально было представлено 60 автобрендов, среди которых было 4 российских и 14 китайских. Остальные 42 бренда происходили из других стран. В 2022 году они в полном составе покинули Россию. Помимо вышеупомянутых 30 брендов сегодня в России продаются 23 китайские автомарки, не имеющие официального представительства, подсчитали в Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД). В их число входят, в частности, электрокары Zeekr и Byd. По данным «Автостата», в настоящий момент в России насчитывается в общей сложности 3900 автодилеров, 66% из которых связаны с китайскими брендами. В 2021 году на долю китайских марок приходилось всего 22% от общего числа дилерских центров в стране.
Доминирующая позиция на российском рынке принесла китайским автопроизводителям рекордные прибыли, писал в прошлом году Forbes. Только за 2022 год суммарная выручка семи основных китайских производителей в России выросла почти вдвое – до 346 млрд рублей. От убытков в 2021 году они перешли к суммарной прибыли в размере 79 млрд рублей. Наибольших успехов по итогам 2022 года добились Chery и Haval, чья прибыль составила 30 млрд и 28 млрд рублей соответственно. Для сравнения: в 2021 году наибольшую прибыль в РФ заработали российские «дочки» немецких автомобильных корпораций Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW – 42 млрд рублей. Далее шли южнокорейские производители с 37 млрд рублей. То есть «китайцы» в 2022 году суммарно заработали почти вдвое больше, чем «немцы» в 2021 году.
По оценке Forbes, китайские компании практически монополизировали российский рынок, что позволило им поднять цены на свою продукцию. Это косвенно подтверждают и результаты исследования «Ромира». Так, если в 2021 году средняя стоимость нового автомобиля составляла 2 млн рублей, то годом позже она выросла до 2,38 млн, а в 2023 году – до 2,96 млн рублей.

Экспорт китайских машин в РФ
Благодаря России Китай за последние годы превратился в крупнейшего экспортера автомобилей в мире, пишет американское деловое издание Wall Street Journal. В 2022 году КНР обогнала Германию и заняла второе место в мире, а по итогам 2023 года Китай обошел и мирового лидера Японию. В 2023 Китай поставил на экспорт в общей сложности 5,26 млн автомобилей. По оценкам банка «Открытие», 553 тыс. из них были проданы в России. С учетом того, что в 2023 году в Россию, по данным «Автостата», всего было ввезено 707 тыс. новых автомобилей, доля китайских машин составила 78%. Всего в прошлом году в России было реализовано чуть более 1 млн новых легковых автомобилей.

В 2022 году Китай, по собственным данным, отгрузил в Россию 162 тыс. автомобилей. При этом бум продаж начался лишь со второго полугодия, следует из статистики Главного таможенного управления КНР. По его оценкам, экспорт китайских автомобилей в Россию в первом полугодии 2022 года составил 700 млн долларов. В 2023 году аналогичный показатель был на уровне 4,6 млрд, а в первом полугодии 2024 года – 6,2 млрд долларов. За весь 2022 год поставки легковых автомобилей из Китая в Россию составили 1,6 млрд, а за весь 2023-й – 11,5 млрд долларов.
В настоящее время Россия является крупнейшим импортером продукции китайского автопрома. За первое полугодие 2024 года из КНР в РФ было поставлено 478 тыс. автомобилей, сообщает Китайская ассоциация легковых автомобилей (CPCA). В первую тройку основных рынков сбыта также входят Мексика и Бразилия, куда было отправлено 226 тыс. и 171 тыс. машин соответственно. В стоимостном выражении Россия также на первом месте. Главное таможенное управление КНР оценивает общую стоимость автомобилей, поставленных в РФ за первые семь месяцев текущего года, в 7,5 млрд долларов. Далее следуют Бельгия и Великобритания с показателями 4,4 млрд и 3,3 млрд евро соответственно.

Препятствия для экспорта
В январе – июле 2024 года экспорт китайских машин в РФ в стоимостном выражении увеличился на 33% по сравнению с прошлогодним периодом. Однако в июле поставки снизились на 4,6% год к году и составили 1,3 млрд долларов, сообщила китайская таможня. В физическом выражении экспорт сократился на 7,4% – до 91,7 тыс. единиц. Поставки грузовиков упали на 20% – до 236 млн долларов. Вероятно, это главным образом объясняется проблемами с платежами в Китай, поясняет отраслевое издание «5Колесо». В конце 2023 года США пригрозили банкам во всем мире вторичными санкциями, если те будут помогать России в обходе уже введенных ограничений. С тех пор все больше банков, в том числе китайских, стали отказываться проводить трансакции из РФ.

Еще одним ударом по импорту автомобилей в РФ станет ожидаемое повышение утилизационного сбора с 1 октября. Главными сторонниками такой меры, которая приведет к удорожанию, прежде всего, импортных автомобилей, являются российские автопроизводители. И хотя по состоянию на начало сентября окончательное решение о повышении утильсбора не принято, журнал «За рулем» подсчитал, насколько в результате могут подорожать импортные автомобили. В качестве примера журнал взял кроссовер Geely Monjaro, который в Китае стоит около 2 млн рублей, а российским дилерам обходится в 3,6 млн рублей. В сумму наценки входит таможенное оформление (1,1 млн рублей), доставка (150 тыс. рублей) и утильсбор (300 тыс. рублей). Если проект постановления о повышении утильсбора в два этапа вступит в силу, то стоимость автомобиля для дилеров увеличится до 3,8 млн рублей в текущем и до 3,9 млн рублей в 2025 году.

Поскольку произведенные в России автомобили в значительной степени освобождены от уплаты утильсбора, в правительстве рассчитывают, что его повышение подтолкнет китайских автопроизводителей к локализации производства в РФ.

Китайские инвестиции в локализацию
В настоящий момент единственным китайским автопроизводителем, открывшим собственный завод в России, является Haval. Решение о строительстве производственной площадки в Туле было принято еще в 2020 году, когда материнская компания Great Wall Motor подписала соответствующий специнвестконтракт (СПИК) с правительством РФ. В соответствии с условиями соглашения, китайская компания обязалась перенести часть производства в Россию, за что она получила налоговые и другие льготы. Согласно заключению Минпромторга, с декабря 2022 года по февраль текущего года Haval смог нарастить локализацию собираемого в Туле компактного кроссовера Jolion с 1300 до 1630 баллов из 7000 возможных, что соответствует уровню локализации в 23%. Чтобы претендовать на компенсацию утильсбора, необходима локализация не менее 30%.

В РФ собирают автомобили и других китайских брендов, однако ни один из них пока не достиг уровня локализации, сопоставимого с Haval, отмечают «Новые известия». Например, калининградский «Автотор», который ранее занимался сборкой BMW, теперь сотрудничает с целым рядом китайских производителей, включая Chery и Dongfeng. С его конвейера сходят, в частности, модели таких суббрендов, как Kaiyi E5 и Forthing M4 Yacht.

Китайские автомобили собирают и на бывших российских заводах западных и азиатских автопроизводителей. Например, «Автозавод Санкт-Петербург», который ранее принадлежал Nissan, а затем перешел в госсобственность, занимается сборкой китайского бестселлера Chery Tiggo 7 Pro под российской маркой Xcite X-Cross 7. На бывшем заводе Renault в Москве под брендом «Москвич» выпускаются машины китайской компании JAC, с которой также сотрудничает отечественный автопроизводитель «Соллерс». А в Липецке под маркой Evolute собираются электромобили китайской компании Dongfeng.

С августа серийное производство возобновилось и на бывшем заводе Volkswagen в Калуге, который теперь принадлежит российской компании «АГР». И хотя новый владелец и областное правительство не раскрывают деталей, из источников известно, что в Калуге производят автомобили Chery. Модели этого китайского автопроизводителя выпускают и на бывшем заводе Mercedes-Benz в подмосковном Есипово, который сейчас принадлежит российской дилерской группе «Автодом». По данным СМИ, в Есипово этим летом должно было начаться производство кроссовера премиум-бренда Exeed от Chery. Генеральный директор «Автодома» Андрей Ольховский полагает, что в течение этого и следующего года все свободные производственные площадки в России будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей. В этом смысле 2023 год был пилотным, когда китайские производители присматривались к производственным мощностям в России, отметил Ольховский по итогам государственного визита президента РФ Владимира Путина в Китай в мае этого года.