Аналитика

Изменения в налоговой системе РФ

Минфин России внес в правительство пакет налоговых изменений, которые коснутся как бизнеса, так и граждан. Предполагается, что нововведения вступят в силу с 1 января 2025 года, если Госдума успеет принять их в текущую сессию, которая продлится до 5 августа.

Для бизнеса основными станут следующие изменения:

  • Ставку налога на прибыль организаций предлагается повысить с действующих 20% до 25%. Это позволит с 2025 года отказаться курсовых экспортных пошлин (взимаются с 1 октября при курсе доллара свыше 80 рублей по ставке 4–7% для широкого круга отраслей и 10% для удобрений).

  • В отраслях «с высокой рентабельностью и низкими инвестициями» предлагается поднять налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В производстве удобрений он вырастет в 2–2,3 раза, в сфере добычи железной руды – на 15%.

  • Микро-, малые и средние предприятия с оборотом выше 60 млн рублей в год обяжут стать плательщиками НДС, даже если они применяют упрощённую систему налогообложения (УСН).

  • Порог доходов для применения УСН, которая освобождает от уплаты не только НДС, но также налога на прибыль и налога на имущество, будет расширен с действующих 265,8 млн до 450 млн рублей в год, благодаря чему УСН станет доступна большему числу субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Для малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности, не работающих с подакцизными товарами, ставка страховых взносов будет снижена до 7,6%. Сейчас ставка страховых взносов с выплат физическим лицам составляет 15% с сумм, превышающим МРОТ (19 242 рубля).

  • Также в планах Минфина – налоговая амнистия за «дробление» бизнеса в период 2022–2024 годов при условии добровольного отказа от этих схем в 2025 и 2026 годах.
Прогрессивная шкала
Законопроект Минфина также предполагает расширение прогрессии налогообложения доходов физических лиц. Напомним, с 2021 года повышенная ставка НДФЛ в размере 15% действует в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 млн рублей. Остальные граждане продолжают платить НДФЛ по базовой ставке 13%.

Предполагается, что с 2025 года на смену двум действующим ступеням придет пять:

  • 13% при доходах до 200 тыс. рублей в месяц (2,4 млн рублей в год),

  • 15% для части дохода в диапазоне 200–416,7 тыс. рублей в месяц (2,4–5 млн рублей в год),

  • 18% для части дохода в диапазоне 416,7 тыс. — 1,67 млн рублей в месяц (5–20 млн рублей в год),

  • 20% для части дохода в диапазоне 1,67–4,17 млн рублей в месяц (20–50 млн рублей в год);

  • 22% при доходах свыше 4,17 млн рублей в месяц (50 млн рублей в год).
Повышенные ставки НДФЛ будут применять не ко всей сумме дохода, а только к той части, которая превышает соответствующий порог. Например, если физическое лицо зарабатывает 10 млн рублей в год, то 2,4 млн рублей из этой суммы будут облагаться по ставке 13%, следующие 2,6 млн рублей – по ставке 15%, а остальные 5 млн рублей – по ставке 18%. Таким образом, в общей сложности указанное лицо со своего дохода заплатит НДФЛ в размере 1 602 000 рублей вместо нынешних 1 400 000 рублей.

По оценкам Минфина, введение прогрессивной шкалы на начальном этапе затронет около 2 млн плательщиков НДФЛ или 3,2% от всего работающего населения. Однако с учетом сохраняющихся высоких темпов инфляции (сейчас она составляет 8,1-8,2% в годовом выражении, а в период 2024-26 гг., согласно последнему опросу ЦБ, может снизиться до 4,0-5,5%) и исторически низкого уровня безработицы (2,7% по итогам марта) можно ожидать значительного роста номинальных заработных плат в среднесрочной перспективе. При этом предложенные Минфином пороги прогрессии НДФЛ, скорее всего, останутся неизменными в течение нескольких лет. Это означает, что число и удельный вес работников, которых затронет предстоящая налоговая реформа, будут увеличиваться с каждым годом.
Пять ставок НДФЛ – это слишком много, считает глава РСПП Александр Шохин. Такая длинная шкала с предельной ставкой 22% будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, что приведет к размытию налоговой базы, предупреждает Шохин. В качестве «компромиссного решения» по НДФЛ он предложил рассмотреть возможность «уменьшения количества ставок и ограничения верхней планки на уровне 18%». При этом можно оставить действующий порог 5 млн руб. для применения ставки 13%, ставку 15% применять для доходов от 5 млн до 50 млн руб., а 18% – свыше того, добавил глава РСПП.

По словам министра финансов Антон Силуанова, повышение налогов не приведет к уходу граждан от налогов. Заместитель министра финансов Алексей Сазанов прокомментировал предложение Шохина: «Повышенный налог на богатых людей – многолетний запрос общества, который отвечает принципам справедливого налогообложения. Несмотря на то что в ходе обсуждения налоговых параметров депутаты и общественники рекомендовали более значительное увеличение ставки НДФЛ для богатых, мы предложили сбалансированное решение в 22%», – подчеркнул Сазанов. По общемировым меркам такая повышенная ставка не столь высока и не ограничивает возможности продолжения деятельности и заработка людей с высокими доходами, добавил Сазанов.

История прогрессивной ставки
В истории России уже были продолжительные периоды, когда применялась прогрессивная ставка подоходного налога. В Российской империи прогрессивная шкала впервые была введена при Александре I в 1812 году. Она варьировалась от 1% до 10% и действовала вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В 1926 году в СССР вернулись к прогрессивной шкале, установив три основных ставки налогообложения: 2,2% – для рабочих и служащих, 9,1% – для кустарей и 10,8% – для нетрудовых элементов. В период с 1930-х по 1980-е годы применялись различные льготы по подоходному налогу вплоть до шестиразрядной прогрессивной шкалы, а в 1984 году максимальный размер налога снизили с 13% до 10,6%.

После распада СССР система налогообложения в России некоторое время оставалась прогрессивной. Так, к концу 2000 года в стране действовали три ступени НДФЛ, которые колебались от 13% до 30%. С 1 января 2001 года при новом президенте Владимире Путине в России ввели плоскую шкалу НДФЛ в размере 13%, что побудило многих налогоплательщиков выйти «из тени», а государству позволило увеличить собираемость платежей.

Следующий инновационный рывок в системе налогообложения произошел в 2010 году, когда Федеральную налоговую службу (ФНС) возглавил нынешний премьер-министр Михаил Мишустин. При нем ФНС стала активно продвигать цифровизацию бухгалтерского и налогового учета. Благодаря переходу на удобный пользовательский интерфейс удалось ускорить и упростить эти процессы, а также устранить ряд недостатков в налоговом администрировании.

Прогнозы по повышению налогов
Большинство экспертов сходится во мнении, что улучшение администрирования собираемости налогов позволит плавно реализовать анонсированные Минфином изменения. Однако их влияние на экономический рост в итоге может оказаться негативным, считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. По его мнению, ежегодные потери ВВП составят не менее 0,7%. Если же государство не направит все дополнительные доходы от повышения налогов в экономику, а использует их для сокращения дефицита бюджета, то потери ВВП окажутся еще большими, допускает Прокудин.
Главный экономист «Тинькофф Инвестиций» Софья Донец полагает, что государство в первую очередь направит дополнительные доходы на стабилизацию бюджета. Она считает маловероятным, что в 2025 году расходы бюджета сохранят нынешние темпы роста. Повышение налога на прибыль для корпоративного сектора только в 2025 году обеспечит бюджету 1,6 трлн рублей дополнительных доходов, отмечает Донец. Это сократит маржи, одновременно у предприятий станет меньше возможностей для выплаты бонусов, повышения зарплат, а также для новых инвестиций и расширения бизнеса, констатирует Донец. Она прогнозирует, что в конечном итоге влияние налоговых изменений на экономический рост будет «от нейтрального до слабоотрицательного». С другой стороны менее высокая скорость увеличения зарплат позитивно скажется на динамике потребительских цен.

Такой дезинфляционный фактор действительно будет полезен, поскольку повышение НДФЛ будет сопровождаться введением налоговых вычетов для малообеспеченных многодетных семей, отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. По его словам, такой налоговый «кешбэк» может привести к росту потребления в экономике и ускорению инфляции. Однако в итоге повышение налогов может даже замедлить рост цен, поскольку за счет него улучшится сбалансированность бюджетной системы, а инфляционные ожидания участников рынка снизятся, прогнозирует Белоусов.

Планируемое повышение налогов поможет РФ закрыть дыру в бюджете, образовавшуюся в результате увеличения военных расходов, но оно не позволит достичь того уровня ужесточения бюджетной политики, который необходим для предотвращения перегрева экономики, считают экономисты лондонской консалтинговой компании Capital Economics Лиам Пич и Николас Фарр. «Мы ожидали, что после [президентских] выборов будет объявлено о повышении налогов, и это стало одной из причин, почему мы спрогнозировали стабилизацию бюджетного дефицита и замедление роста ВВП в 2025 году», — пишут аналитики. – Однако объем налоговых повышений является скромным по сравнению с уровнем военных и оборонных расходов, которые уже составляют 6% ВВП и продолжают расти. В целом [российская] бюджетная политика остается экспансивной, и, по все вероятности, так будет продолжаться до окончания боевых действий. Это негативно отразится на усилиях Центробанка по снижению инфляции, приведет к сохранению высокой доходности облигаций, а также потребует дальнейшего повышения ключевой ставки».

Quellen: РБК 1, 2, 3, РСПП, Постановление правительства, Kremlin, Минфин, ЦБ РФ, Интерфакс, Парламентская газета, Capital Economics (англ.)