Аналитика

Потребительское поведение россиян

За последнее десятилетие оборот розничной торговли в России в номинальном выражении вырос вдвое, следует из статистики Росстата. Если в 2013 году, т. е. за год до введения первых западных санкций, его объем составлял 23,7 трлн рублей, то в 2023 году – уже 47,4 трлн рублей. При этом уровень потребительских цен за указанный период в номинальном выражении также увеличился в два раза. Другими словами, с учетом инфляции объем розничного рынка России за прошедшие десять лет практически не изменился.

В то же время в структуре оборота розничной торговли в период с 2013 по 2023 год в реальном выражении произошел некоторый сдвиг в сторону непродовольственной группы товаров. Их доля в общем объеме розничных продаж в прошлом году составила 52% в номинальном выражении, снизившись на 1 процентный пункт (п.п.) по сравнению с 2013 годом. При этом индекс потребительских цен на непродовольственную продукцию за тот же период увеличился всего на 96%, тогда как продовольственная розница подорожала сразу в 2,1 раза. В итоге реальный уровень розничных продаж в продовольственном сегменте в 2023 году оказался на 10% ниже, чем в 2013 году, а розничная торговля непродовольственными товарами за этот же период сократилась на 6%.
Продажи продовольственных товаров в России в 2023 году с поправкой на инфляцию снизились на 3% по сравнению с доковидным 2019 годом, но на 1% превысили показатель 2021 года. Иную динамику демонстрировала розничная торговля непродовольственными товарами: в 2023 году ее реальный оборот увеличился на 1% по сравнению с 2019 годом, а по сравнению с 2021-м – снизился на 3%.
Из этого следует, что для продовольственной розницы пандемия COVID-19 была более серьезным ударом, чем ужесточение в 2022–2023 годах санкций Запада, а для непродовольственной – наоборот. Основной причиной резкого спада, в частности, российского авторынка в 2022 году стал новый шок со стороны предложения, считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, этот новый шок был сильнее того, что имел место во время пандемии и был связан с перебоями в цепочках поставок.

В 2022 году с российского рынка ушли все западные автопроизводители: Volkswagen, BMW, Mercedes, Ford, Stellantis, Groupe PSA, альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, Toyota, Honda, Mazda и Hyundai. К аналогичному, хоть и не столь глубокому и менее продолжительному падению предложения в своем сегменте рынка привел и уход из России шведской мебельной сети IKEA и немецкой сети строительных гипермаркетов OBI, что в первую очередь ощутили на себе жители крупных городов.

При этом сильного падения спроса в России не наблюдалось ни в 2020, ни в 2022 году. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения РФ за первый год пандемии снизились на 2%, а за первый год санкций – на 1%. При этом в 2021 году они выросли на 3,3%, а в 2023-м – на 5,4%. В итоге в прошлом году реальные располагаемые доходы оказались на 4,3% выше уровня 2021 года и даже на 5,6% превысили показатель 2019-го. Однако показателя досанкционного 2013 года достичь так и не удалось – тогда уровень реальных располагаемых доходов россиян был на 1,4% выше, чем в 2023-м.
Тем не менее в целом покупательская уверенность россиян с начала 2023 года демонстрирует тенденцию к росту. Об этом свидетельствуют опросы российской исследовательской компании NielsenIQ, которая в 2021 году стала самостоятельной, отделившись от лондонской Nielsen. Если до третьего квартала 2022 года включительно среди российских потребителей преобладали пессимистичные настроения, то начиная с первого квартала 2023 года значение индекса потребительского оптимизма, измеряемого NielsenIQ, стабильно держится выше 100 пунктов, что говорит о готовности россиян больше тратить.

Во втором и четвертом квартале 2023 года индекс потребительского оптимизма от NielsenIQ достиг 107 пунктов, что стало многолетним максимумом. При этом в четвертом квартале по сравнению с третьим индекс вырос на 6 пунктов – участники опроса значительно оптимистичнее оценивали не только личное материальное положение, но и перспективы трудоустройства.

  • В четвертом квартале 62% опрошенных заявили, что их материальное положение в ближайший год будет «хорошим» или «отличным». В третьем квартале такой ответ дали 57% респондентов.
  • Доля тех, кто оценивает перспективы трудоустройства как «отличные» и «хорошие», к началу 2024 года выросла до 66% против 63% в третьем квартале 2023 года.
  • А доля покупателей, считающих, что сейчас «отличное» или «хорошее» время для покупки новых вещей, увеличилась с 39% до 45%. Это совпадает с данными Росстата об улучшении ситуации с доходами россиян.
Помимо роста потребительского оптимизма эксперты NielsenIQ зафиксировали восстановление динамики продаж практически по всем категориям потребительских товаров после спада 2022 года. Исключение составили лишь кулинария, специи, соусы и пищевые масла.

При этом ассортимент не просто стабилизировался, но и активно расширяется, отмечается в исследовании. Это особенно характерно для таких категорий товаров, как средства по уходу за животными, табак, алкоголь, энергетические напитки, молочные продукты, шоколадные батончики, средства по уходу за телом и волосами, а также товары для детей. Всего в 2023 году на рынке появилось 10 406 новых брендов, существенная часть из них – в перечисленных категориях.

От ухода из России некоторых западных брендов (в частности, Coca-Cola, PepsiCo, McDonald's, Starbucks, Valio) выиграли не только такие российские производители, как «Добрый» (безалкогольные напитки), но также и компании из Турции, Китая, Индии и Южной Кореи, следует из презентации NielsenIQ. Существенно улучшить свои позиции на рынке удалось, в частности, турецкому производителю косметики Evyap.

С выводами NielsenIQ согласны и в исследовательском холдинге «Ромир», чей индекс потребительской уверенности рассчитывается на основе оценок как текущих экономических условий, так и перспектив экономических изменений. Если в январе 2023 года значение индекса составляло -1 пункт, то в октябре он вырос до 1 пункта, а в январе 2024-го – до 5.

Как пишет «Коммерсантъ Деньги» со ссылкой на презентацию «Ромир», за 2023 год в России снизилось число потребителей, определяющих свое поведение как режим экономии. Так, к началу 2024 года доля тех, кто отказывается от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, снизилась до 39% против 44% годом ранее. Доля сокращающих расходы на отдых и развлечения сократилась с 44% до 37%, а экономящих на еде и товарах первой необходимости – с 21% до 18%.

О том, что ситуация на потребительском рынке России в целом стабилизировалась, свидетельствует и динамика индекса благосостояния «Ромир». Этот показатель основан на т. н. коэффициенте Энгеля и отражает отношение затрат домохозяйств на продукты питания к их общим расходам. В феврале этого года он составил 30,5%. Это на 3 п.п. ниже уровня февраля 2023 года, но на 1,1 п.п. выше, чем в феврале 2021-го. Страны с коэффициентом Энгеля ниже 30%, по классификации ООН, считаются «богатыми», а с коэффициентом от 30% до 40% – «обеспеченными».

Источники: Росстат 1, 2, 3, Ведомости, NielsenIQ, Коммерсантъ, Ромир, ROM Economics (англ.)