Аналитика

Торгово-экономические отношения России и Китая

Более года назад, в марте 2023 года Си Цзиньпин выбрал Россию для своей первой зарубежной поездки после переизбрания на пост председателя КНР. Накануне приезда китайского лидера в «Российской газете» вышла его авторская статья, где Си Цзиньпин высоко оценивал уровень двусторонних отношений и с удовлетворением отмечал активный рост взаимной торговли, особо подчеркивая значимость экономического сотрудничества в сфере энергетики, космоса, авиации и транспортной взаимосвязанности.

В свою очередь Владимир Путин после своего недавнего переизбрания на новый срок отправился с первым зарубежным визитом именно в Китай. И хотя с момента предыдущего визита российского лидера в Поднебесную прошло всего шесть месяцев, в экономическом сотрудничестве двух стран успели накопиться проблемы, причем именно в тех сферах, которые в свое время отмечал Си Цзиньпин.

Двусторонняя торговля
Активный рост российско-китайской торговли начался еще в 2021 году. Если за предыдущие десять лет торговый оборот между двумя странами увеличился всего на 28 млрд. долларов – с 80 млрд в 2011 году до 108 млрд в 2020 году, то только за 2021 год показатель вырос до 147 млрд долларов. По итогам 2022 года российско-китайский товарооборот достиг 190 млрд долларов, а в прошлом году – 240 млрд долларов.
Столь бурный рост обусловлен не только энергетическим разворотом России на Восток. Например, поставок российской нефти в Китай за прошлый год стало больше, экспорт газа увеличился вдвое, но его объемы остаются относительно невысокими. Значительный рост в последнее время наблюдался лишь в поставках угля, которые увеличились с 56 млн тонн в 2021 году до 102 млн тонн в 2023 году. Более высокую динамику, особенно после 2022 года, демонстрировал российский импорт из Китая. В частности, ввоз в Россию автомобилей из КНР в прошлом году в денежном выражении составил 22,5 млрд долларов после 6,3 млрд годом ранее. В результате китайский автопром стал доминировать на российском рынке, а его доля существенно превысила долю западных и азиатских брендов до их ухода в 2022 году.
Замедление роста
Однако в текущем году рост двустороннего товарооборота резко замедлился, свидетельствуют данные таможенной статистики КНР. Так, за январь–апрель объем двусторонней торговли вырос всего на 4,7% к аналогичному периоду прошлого года. А экспорт из Китая в Россию в марте даже сократился, что стало первым снижением в годовом исчислении с середины 2022 года. Объем китайского экспорта в РФ в марте 2024 года составил 7,6 млрд долларов, сократившись по сравнению с прошлогодним показателем более чем на 1,4 млрд. В апреле спад продолжился – ввоз в РФ товаров из Китая снизился на 1,3 млрд долларов или 13%. В то же время весь китайский экспорт за первые четыре месяца 2024 года прибавил 1,5% по сравнению с прошлогодним показателем. За аналогичный период прошлого года объем двусторонней торговли между РФ и КНР рос более чем на 41%, а китайский экспорт в Россию – на 67%.
Эксперты связывают снижение показателей с тем, что китайские банки стали опасаться введения санкций со стороны США. Российские импортеры с конца 2023 жалуются на трудности с трансграничными платежами, в том числе с такими «ключевыми партнерами», как Турция и Китай.

Бум или коррекция?
Французский экономист Агат Демарэ объясняет разворот тренда в российско-китайской торговле более прозаическими причинами. За последние два года в товарообороте двух стран наблюдался не бум, а всего-навсего «навёрстывающий» рост, пишет Демарэ в статье для лондонской деловой газеты Financial Times. По ее мнению, до 2022 года торговые отношения двух стран были развиты недостаточно, а затем произошла их коррекция до уровня, который для сопоставимых стран является нормой. И действительно, в 2021 году на долю России во внешнеторговом обороте Китая приходилось менее 2,43%. При этом доля Бразилии, у которой, в отличие от РФ, нет общей границы с КНР протяженностью 4200 км, составляла 2,71%. С потерей ключевых торговых партнеров в Европе в 2022 году России пришлось развернуться к Китаю, что привело к нормализации объемов двусторонней торговли, поясняет Демарэ. В итоге доля России в китайской внешней торговле увеличилась до 3,94%. При всем при этом она лишь немного превышает показатель Австралии (3,81%). А доля Бразилии в апреле составляла 3,1%.
Российский газ для КНР
Поставки российского газа по трубопроводу «Сила Сибири» в прошлом году составили без малого 23 млрд куб. м, увеличившись более чем вдвое по сравнению с уровнем 2021 года. В стоимостном выражении поставки выросли вчетверо. Несмотря на это, российские доходы от продажи газа в КНР остаются сравнительно невысокими. Так, в прошлом году продажа газа в Китай приносила России в среднем 500 млн долларов в месяц. В январе–феврале текущего года ежемесячный объем поставок в денежном выражении составил 650 млн долларов, что значительно ниже тех доходов, которые «Газпром» когда-то фиксировал на европейском рынке.
Так, в 2015–2019 годах доходы компании от экспорта газа в Европу в среднем достигали 3, млрд в месяц, а в 2022 году на фоне кризиса подскочили до 8 млрд. Одной из причин стало то, что Китай получает российский газ по более низким ценам, чем это делали европейцы. Например, в 2023 году средняя цена на газ для КНР составила 287 долларов за 1 тыс. куб. м, а для Европы – 461 доллар.
В ожидании «Силы Сибири – 2»
В настоящий момент «Сила Сибири» – единственный магистральный газопровод из РФ в Китай. Ожидается, что в следующем году он выйдет на максимальную проектную мощность в 38 млрд куб. м. Однако со строительством новых маршрутов совокупный объем поставок в этом направлении должен вырасти до 100 млрд куб. м, заявляло в конце 2023 года российское правительство. Главным дополнительным маршрутом станет проект «Сила Сибири – 2», который, несмотря на свое название, представляет собой нечто больше, чем просто строительство еще одной нитки существующего трубопровода. Цель проекта в том, чтобы впервые открыть китайским потребителям доступ к газовым месторождениям Западной Сибири, которые ранее служили ресурсной базой для поставок «Газпрома» в Западную Европу.

Сам проект пока находится на стадии проработки: нет ни даты начала строительных работ, ни контракта на поставку газа. По мнению экспертов, Китай не только не готов инвестировать в проект в тех объемах, на которые рассчитывает российская сторона, но и пытается получить скидку на будущие поставки. Предполагается, что «Сила Сибири – 2» пройдет по территории Монголии. В начале текущего года премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн ОюунЭрдэнэ заявил, что сроки строительства газопровода могут сдвинуться из-за разногласий в ценовом вопросе. В начале мая посол КНР в России Чжан Ханьхуэй отметил, что цена на газ – не единственный решающий фактор для этого проекта. Аналитики российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) расценили слова посла как свидетельство того, что Китай стремится получить такой же доступ к участию в разработке российских месторождений, какой до 2022 года был у европейских компаний. Возможно также, что КНР медлит с решением, выжидая «момента окончания острой фазы украинского кризиса», считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.
Российские АЭС в Китае
По оценке «Российской газеты», РФ является «высокотехнологичным» партнером КНР в сфере строительства атомных электростанций. На сайте «Росатома» говорится, что портфель зарубежных заказов госкорпорации на сегодняшний день включает 33 энергоблока, в т. ч. два в Китае. Одним из них является АЭС «Тяньвань», соглашение о строительстве которой было подписано еще в 1990-х годах. После ввода в коммерческую эксплуатацию первой очереди в 2007 году российская сторона продолжает возводить все новые и новые энергоблоки станции. В 2018 году стороны договорились о строительстве четвертой очереди АЭС «Тяньвань», включающей энергоблоки №7 и №8. По оценке «Росатома», АЭС «Тяньвань» – самый крупный объект российско-китайского экономического сотрудничества. Вторым российским атомным проектом в КНР является АЭС «Сюйдапу». В 2018 году стороны подписали соглашения о строительстве блоков № 3 и № 4 станции, хотя энергоблоки № 1 и № 2 сооружала американская компания. Однако после 2018 года «Росатом», судя по всему, не получал крупных заказов из Китая, хотя КНР – мировой лидер по объему нового атомного строительства. Согласно данным Всемирной ядерной ассоциаций, прошлой осенью в Китае на стадии строительства находилось 24 атомных энергоблока – втрое больше, чем в Индии, которая по числу строящихся энергоблоков занимает второе место в мире.

Доступной информации о цене российских контрактов на строительство АЭС в Китае не так много. Из имеющихся данных следует, что стоимость одного энергоблока составляет порядка 1-2 млрд долларов. Российское правительство оценивало общую стоимость возведения четырех первых энергоблоков Тяньваньской АЭС в 3,1 млрд долларов. Для сравнения: рыночная стоимость четырех новых энергоблоков в Китае, о строительстве которых «Росатом» договорился в 2018 году, без учета влияния «геополитических факторов» оценивается российскими экспертами в 26 млрд долларов.

Неясность перспектив в авиации
Еще год назад глава председатель КНР Си Цзиньпин заявлял об успешном взаимодействии с Россией в сфере авиации, имея в виду совместное создание широкофюзеляжного самолёта CR929, способного перевозить от 230 до 320 пассажиров на расстояние до 14 тыс. км. Договоренность о совместной разработке CR929 была достигнута в 2014 году, а сами работы начались в 2017 году. Однако после введения в 2022 году санкций Запада в перспективах проекта начали сомневаться даже представители российского руководства, включая вице-премьера Дениса Мантурова. В середине 2023 года китайская государственная авиастроительная компания COMAC, отвечающая за создание CR929 с китайской стороны, удалила из названия проекта букву R, которая символизировала участие России. С тех пор COMAC выступает единственным разработчиком нового самолета. По информации СМИ, вместо «Ростеха» китайская сторона привлекла в качестве партнеров западные компании. Казалось, тем самым участие России в проекте стоимостью 20 млрд долларов окончено. Однако осенью прошлого года президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва продолжает переговоры с Китаем по широкофюзеляжным самолетам. «Переговоры идут давно, но тем не менее», – сказал Путин.

Смена ролей в космосе
В космическом сотрудничестве с КНР Россия долгие годы играла главенствующую роль. Однако сегодня стране, запустившей в космос первый в мире спутник и первого в мире человека, приходится довольствоваться ролью младшего партнера, уступив первенство финансово более мощному Китаю. К такому выводу приходят аналитики американского Центра военно-морского анализа (CNA) в проведенном год назад исследовании. Так, в прошлом году государственные расходы КНР на космос превысили 14 млрд долларов, тогда как в России они составили всего 3,4 млрд долларов, лишь немногим превысив показатель Германии (2,3 млрд долларов).

Совместные заявления о сотрудничестве в космосе Россия и Китай в последний раз делали весной 2021 года. В марте 2021 года «Роскосмос» и Китайское национальное космическое управление (CNSA) объявили о планах совместного строительства лунной станции. Несколько недель спустя они пригласили к участию в проекте другие страны. С тех пор заявления касательно этого проекта звучат только с российской стороны. В конце 2022 года «Роскосмос» объявил, что подписал с CNSA программу сотрудничества на 2023–2027 годы. Тогда же в госкорпорации сообщили о подписании соглашения между правительствами России и Китая о сотрудничестве по созданию Международной научной лунной станции (МНЛС). В марте 2024 года правительство России подтвердило эту информацию, сообщив, что одобрило для внесения в Госдуму законопроект о ратификации соглашения с Китаем о МНЛС. В начале мая глава «Роскосмоса» Юрий Борисов объявил о начале разработки ядерной энергетической установки для совместной с Китаем лунной базы. Однако со стороны Китая официальных заявлений о лунном партнерстве с Россией не было с 2022 года, обратил внимание специализированный немецкоязычный журнал Flug Revue. В вышедшем в конце апреля презентационном видеоролике Китайского национального космического управления какое-либо особое партнерство с Россией не упоминается. Тем не менее западные аналитики полагают, что Китай продолжит взаимодействовать с Россией по лунной программе. Такую оценку они обосновывают тем, что Россия вряд ли бы стала делать свои последние заявления без согласования с китайской стороной.
2024-05-20 10:32