В прошлом году российский рынок лекарственных средств достиг объёма в 2,2 трлн рублей. По сравнению с допандемийным 2019 годом рынок вырос на 60% в номинальном выражении и на 24% в реальном (с учетом инфляции). 2020 год ознаменовался сокращением доли импортных препаратов с 70% до 56% в денежном выражении и с 40% до 31% в натуральном. С тех пор доля лекарств зарубежных производителей остается относительно стабильной. По данным московской аналитической компании «Альфарм», в 2023 году импортные препараты занимали 55% российского рынка в денежном и 31% в натуральном выражении.
Госзакупки и аптечные продажи
В 2021 году объем госзакупок лекарственных средств составил 950 млрд рублей, что стало абсолютным максимумом. В 2021–2022 годах особенно большой объем средств выделялся на закупку препаратов для лечения COVID-19 в государственных лечебных заведениях. Доля госрасходов на закупку лекарственных средств выросла с 32% в 2018 году до 42% в 2021-м. К настоящему моменту этот показатель снова пришел в норму. По данным аналитиков DSM Group, в январе–июле этого года он составил всего 29%, снизившись на 5 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Несмотря на резкий рост госзакупок во время пандемии, аптечные продажи лекарственных средств, биологически активных препаратов (БАД) и парафармацевтики в период 2019–2023 годов росли еще более динамично, чем поставки в госсегменте. «Альфарм» оценивает ежегодный прирост за этот период в 14%. А в январе–июле 2024 года розничные продажи лекарств в аптеках, по данным DSM Group, увеличились на 16% по сравнению с прошлогодним периодом – до 1,1 трлн рублей. К концу года показатель, согласно текущим прогнозам, может составить 2 трлн рублей.
Аптек стало больше
Индикатором высокой динамики развития розничных продаж лекарств стал рост числа аптек. Если в 2019 году по стране действовало 64 тыс. аптек, то в 2023 году их число составило 79 тыс., увеличившись на 23%. За первое полугодие текущего года количество аптек выросло еще на 2%, составив 82 тыс. Для сравнения: десять лет назад в России насчитывалось 55 тыс. аптек, то есть на треть меньше, чем сегодня.
Госзакупки и аптечные продажи
В 2021 году объем госзакупок лекарственных средств составил 950 млрд рублей, что стало абсолютным максимумом. В 2021–2022 годах особенно большой объем средств выделялся на закупку препаратов для лечения COVID-19 в государственных лечебных заведениях. Доля госрасходов на закупку лекарственных средств выросла с 32% в 2018 году до 42% в 2021-м. К настоящему моменту этот показатель снова пришел в норму. По данным аналитиков DSM Group, в январе–июле этого года он составил всего 29%, снизившись на 5 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Несмотря на резкий рост госзакупок во время пандемии, аптечные продажи лекарственных средств, биологически активных препаратов (БАД) и парафармацевтики в период 2019–2023 годов росли еще более динамично, чем поставки в госсегменте. «Альфарм» оценивает ежегодный прирост за этот период в 14%. А в январе–июле 2024 года розничные продажи лекарств в аптеках, по данным DSM Group, увеличились на 16% по сравнению с прошлогодним периодом – до 1,1 трлн рублей. К концу года показатель, согласно текущим прогнозам, может составить 2 трлн рублей.
Аптек стало больше
Индикатором высокой динамики развития розничных продаж лекарств стал рост числа аптек. Если в 2019 году по стране действовало 64 тыс. аптек, то в 2023 году их число составило 79 тыс., увеличившись на 23%. За первое полугодие текущего года количество аптек выросло еще на 2%, составив 82 тыс. Для сравнения: десять лет назад в России насчитывалось 55 тыс. аптек, то есть на треть меньше, чем сегодня.
В последние годы аптеки увеличили продажи лекарств более высокого ценового диапазона. Доля лекарств стоимостью свыше 1 тыс. рублей в общем объеме продаж аптек выросла с 28% в 2022 году до 30% в 2023-м, а за первые семь месяцев 2024 года она составила 34%. Увеличилась и доля лекарственных средств стоимостью от 500 до 1 тыс. рублей: если в 2022 году она составляла 28%, то в 2023-м – 29%, а в январе–июле 2024 года – 30%. В то же время на препараты стоимостью от 100 до 500 рублей за первые семь месяцев текущего года пришлось лишь 32% всех продаж, после 36% в 2023-м и 38% в 2022 году.
Продолжающийся сдвиг спроса в сторону более дорогостоящих препаратов, с одной стороны, обусловлен общим ростом покупательной способности россиян, медианный доход которых увеличивается. Еще одной причиной является инфляция, хотя, по словам замглавы Минздрава РФ Сергея Глаголева, рост цен на лекарства сегодня ниже рассчитываемого Росстатом общего уровня инфляции.
Оригинальные препараты и дженерики
В 2023 году продажи оригинальных препаратов в России составили 1,4 трлн рублей, а продажи дженериков – 843 млрд рублей. Доля оригинальных препаратов в общем объеме рынка составила 62%, а доля дженериков – 38%. За период с 2019 по 2023 год продажи дженериков выросли на 17%, в то время как прирост продаж оригинальных препаратов за тот же период составил 12%. Это привело к увеличению доли дженериков в общем объеме рынка с 34% в 2019 году до 38% в 2023-м. В ежегодном отчете «Альфарм» отмечается, что в первую очередь переключение с оригинальных препаратов на дженерики наблюдалось среди гормональных препаратов (за исключением половых гормонов), противомикробных препаратов для системного использования и препаратов для лечения заболеваний органов чувств.
Тот факт, что сегмент дженериков в последние годы демонстрирует более высокую динамику по сравнению с сегментом оригинальных препаратов, эксперты связывают с ослаблением рубля, которое сделало менее доступным импорт оригинальных лекарств, а также с увеличением поддержки отечественных производителей, которые, как правило, специализируются на дженериках. Благодаря запуску большого числа новых производственных объектов и выводу на рынок новых препаратов среднегодовой рост продаж российских дженериков в 2019–2023 годах составил 29%, тогда как темпы роста продаж иностранных дженериков за аналогичный период составили всего 10%. В итоге на долю отечественных производителей на сегодняшний день приходится 45% российского рынка дженериков в денежном и 69% в натуральном выражении.
По итогам 2023 года в топ-10 крупнейших производителей дженериков в России входили:
Аналитики «Альфарм» ожидают, что российский рынок дженериков продолжит расти быстрее, чем рынок оригинальных препаратов. Прогнозируются среднегодовые темпы роста на уровне 18% в 2023–2030 годах против 7% у оригинальных препаратов. Если этот прогноз сбудется, то объем рынка дженериков в 2029 году превысит объем рынка оригинальных препаратов. В 2030 году продажи дженериков могут составить 2,8 трлн рублей, в 3,5 раза превысив уровень 2023 года. Объем рынка оригинальных препаратов за тот же период может увеличиться на 57% – до 2,2 трлн рублей.
Продолжающийся сдвиг спроса в сторону более дорогостоящих препаратов, с одной стороны, обусловлен общим ростом покупательной способности россиян, медианный доход которых увеличивается. Еще одной причиной является инфляция, хотя, по словам замглавы Минздрава РФ Сергея Глаголева, рост цен на лекарства сегодня ниже рассчитываемого Росстатом общего уровня инфляции.
Оригинальные препараты и дженерики
В 2023 году продажи оригинальных препаратов в России составили 1,4 трлн рублей, а продажи дженериков – 843 млрд рублей. Доля оригинальных препаратов в общем объеме рынка составила 62%, а доля дженериков – 38%. За период с 2019 по 2023 год продажи дженериков выросли на 17%, в то время как прирост продаж оригинальных препаратов за тот же период составил 12%. Это привело к увеличению доли дженериков в общем объеме рынка с 34% в 2019 году до 38% в 2023-м. В ежегодном отчете «Альфарм» отмечается, что в первую очередь переключение с оригинальных препаратов на дженерики наблюдалось среди гормональных препаратов (за исключением половых гормонов), противомикробных препаратов для системного использования и препаратов для лечения заболеваний органов чувств.
Тот факт, что сегмент дженериков в последние годы демонстрирует более высокую динамику по сравнению с сегментом оригинальных препаратов, эксперты связывают с ослаблением рубля, которое сделало менее доступным импорт оригинальных лекарств, а также с увеличением поддержки отечественных производителей, которые, как правило, специализируются на дженериках. Благодаря запуску большого числа новых производственных объектов и выводу на рынок новых препаратов среднегодовой рост продаж российских дженериков в 2019–2023 годах составил 29%, тогда как темпы роста продаж иностранных дженериков за аналогичный период составили всего 10%. В итоге на долю отечественных производителей на сегодняшний день приходится 45% российского рынка дженериков в денежном и 69% в натуральном выражении.
По итогам 2023 года в топ-10 крупнейших производителей дженериков в России входили:
- «Озон Фармацевтика», год создания: 2001, страна: Россия, годовой оборот: 38 млрд рублей
- KRKA, 1954 г., Словения, 36 млрд рублей
- «Биннофарм Групп», 2020 г., Россия, 33 млрд рублей
- «Биокад», 2001 г., Россия, 31 млрд рублей
- Teva, 1935 г., Израиль, 28 млрд рублей
- Dr. Reddy’s, 1984 г., Индия, 25 млрд рублей
- Stada («Нижфарм»), 1895 г., Германия, 23 млрд рублей
- Вертекс, 1999 г., Россия, 23 млрд рублей
- Фармстандарт, 2003 г., Россия, 21 млрд рублей
Аналитики «Альфарм» ожидают, что российский рынок дженериков продолжит расти быстрее, чем рынок оригинальных препаратов. Прогнозируются среднегодовые темпы роста на уровне 18% в 2023–2030 годах против 7% у оригинальных препаратов. Если этот прогноз сбудется, то объем рынка дженериков в 2029 году превысит объем рынка оригинальных препаратов. В 2030 году продажи дженериков могут составить 2,8 трлн рублей, в 3,5 раза превысив уровень 2023 года. Объем рынка оригинальных препаратов за тот же период может увеличиться на 57% – до 2,2 трлн рублей.
Импорт лекарств
Хотя доля зарубежных лекарственных средств, БАДов и парафармацевтики в общем объеме российского рынка за период 2020–2023 годов практически не изменилась, объем импорта в стоимостном выражении увеличился. По данным DSM Group, в 2023 году импорт указанных категорий товаров составил 13,3 млрд долларов, на четверть превысив показатель 2020 года (10,6 млрд долларов). В целом фармацевтический рынок России с 2020 по 2023 год вырос на 26% – до 2,6 трлн рублей, однако в долларовом выражении прирост составил всего 7% – до 30 млрд долларов.
Хотя доля зарубежных лекарственных средств, БАДов и парафармацевтики в общем объеме российского рынка за период 2020–2023 годов практически не изменилась, объем импорта в стоимостном выражении увеличился. По данным DSM Group, в 2023 году импорт указанных категорий товаров составил 13,3 млрд долларов, на четверть превысив показатель 2020 года (10,6 млрд долларов). В целом фармацевтический рынок России с 2020 по 2023 год вырос на 26% – до 2,6 трлн рублей, однако в долларовом выражении прирост составил всего 7% – до 30 млрд долларов.
В 2022 году импорт лекарственных средств в Россию достиг максимума в 15,2 млрд долларов. В 2023 импорт в стоимостном выражении снизился на 13%, однако количество импортированных упаковок при этом увеличилось на 5% и составило 1,8 млрд единиц. Это означает, что снизилась средняя стоимость упаковки, хотя рубль за указанный период обесценился на 20% к доллару. Причиной мог стать рост импорта из стран, поставляющих более дешевые лекарства, таких как Индия.
По подсчетам DSM Group, в 2022 году две трети импорта фармацевтической продукции в Россию приходилось на страны Запада. Лидером стала Германия, которая поставила в Россию фармацевтической продукции на 2,7 млрд долларов, а в общем импорте заняла долю в 18%. Второе место было у Швейцарии, третье – у США (по 1,3 млрд долларов и 9%). Всего из стран Запада в Россию в 2022 году было ввезено фармацевтической продукции на 10 млрд долларов. По данным Федерального статистического управления ФРГ, Германия в том же году поставила в Россию фармацевтической и иной аналогичной продукции на 3,1 млрд евро, а в 2023 году немецкие поставки сократились на 26% – до 2,3 млрд евро.
По подсчетам DSM Group, в 2022 году две трети импорта фармацевтической продукции в Россию приходилось на страны Запада. Лидером стала Германия, которая поставила в Россию фармацевтической продукции на 2,7 млрд долларов, а в общем импорте заняла долю в 18%. Второе место было у Швейцарии, третье – у США (по 1,3 млрд долларов и 9%). Всего из стран Запада в Россию в 2022 году было ввезено фармацевтической продукции на 10 млрд долларов. По данным Федерального статистического управления ФРГ, Германия в том же году поставила в Россию фармацевтической и иной аналогичной продукции на 3,1 млрд евро, а в 2023 году немецкие поставки сократились на 26% – до 2,3 млрд евро.
По итогам семи месяцев текущего года лидером российского фармацевтического рынка стала немецкая компания Bayer, продажи которой в России за этот период составили 36 млрд рублей, а доля рынка – почти 4%. Второе место занял немецкий производитель дженериков Stada, который с февраля действует на российском рынке под названием «Нижфарм» (объем продаж – 365 млн евро, доля – 4%). В первую пятерку также вошли Servier из Франции (308 млн евро, 3%), Abbott (США, 291 млн евро, 3%) и «Отисифарм» (Россия, 269 млн евро, 3%).
Источники: Quellen: Alpharm, DSM Group, Interfax, Pharmavestnik, Statistisches Bundesamt (нем.)
Источники: Quellen: Alpharm, DSM Group, Interfax, Pharmavestnik, Statistisches Bundesamt (нем.)