Добыча угля в России вот уже несколько лет остается стабильной. С 2018 года ее объем держится на уровне 430–440 млн тонн в год. Исключением стал лишь пандемийный 2020 год, за который было добыто менее 400 млн тонн. В прошлом году добыча угля в РФ, по данным Росстата, составила 430 млн тонн, а по данным Минэнерго – 439 млн тонн.
Запрет на ввоз российского угля в Евросоюз, действующий с августа 2022 года, не привел к заметному снижению объемов его добычи. По оценкам Росстата и Минэнерго, за 2023 год добыча сократилась всего на 1% к предыдущему году. А если сравнивать с 2021 годом, то за прошлый год, по оценке Росстата, добыча угля сократилась 1%, а по оценке Минэнерго ее объемы вообще не изменились.
Запрет на ввоз российского угля в Евросоюз, действующий с августа 2022 года, не привел к заметному снижению объемов его добычи. По оценкам Росстата и Минэнерго, за 2023 год добыча сократилась всего на 1% к предыдущему году. А если сравнивать с 2021 годом, то за прошлый год, по оценке Росстата, добыча угля сократилась 1%, а по оценке Минэнерго ее объемы вообще не изменились.
Добыча наиболее ценного коксующегося угля и антрацита в 2023 году составила 132 млн тонн, увеличившись на 1% по сравнению с 2022 годом и на 6% по сравнению с 2021 годом. При этом доля указанных видов угля в общем объеме добычи выросла с 29% в 2021 году до 31% в 2023-м.
Добыча угля в РФ в январе–мае 2024 года, по предварительной оценке Росстата, составила 179 млн тонн, что приблизительно соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. При этом совокупная добыча коксующегося угля и антрацита увеличилась на 5%, до 57 млн тонн. Индекс производства вырос на 2%.
Экспорт снижается
Экспорт угля из России в 2023 году составил 213 млн тонн, сократившись на 4% к уровню предыдущего года, сообщало Минэнерго. По сравнению с 2021 годом, когда вывоз угля из России достиг рекордных 227 млн тонн, сокращение составило 6%.
В 2022 году экспорт угля снизился на 6 млн тонн или 3%, что главным образом объяснялось потерей европейского рынка, который с середины года стал недоступным для российских угольщиков. Выпавшие объемы экспорта энергетического угля в Европу на тот момент еще не удалось в полном объеме перенаправить в Китай и Индию. Но, несмотря на снижение физических объемов поставок и поначалу очень высокие дисконты для азиатских потребителей, в денежном выражении экспорт угля из РФ за 2022 году показал положительную динамику, что стало следствием роста мировых угольных цен в среднем в 2,5 раза.
Добыча угля в РФ в январе–мае 2024 года, по предварительной оценке Росстата, составила 179 млн тонн, что приблизительно соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. При этом совокупная добыча коксующегося угля и антрацита увеличилась на 5%, до 57 млн тонн. Индекс производства вырос на 2%.
Экспорт снижается
Экспорт угля из России в 2023 году составил 213 млн тонн, сократившись на 4% к уровню предыдущего года, сообщало Минэнерго. По сравнению с 2021 годом, когда вывоз угля из России достиг рекордных 227 млн тонн, сокращение составило 6%.
В 2022 году экспорт угля снизился на 6 млн тонн или 3%, что главным образом объяснялось потерей европейского рынка, который с середины года стал недоступным для российских угольщиков. Выпавшие объемы экспорта энергетического угля в Европу на тот момент еще не удалось в полном объеме перенаправить в Китай и Индию. Но, несмотря на снижение физических объемов поставок и поначалу очень высокие дисконты для азиатских потребителей, в денежном выражении экспорт угля из РФ за 2022 году показал положительную динамику, что стало следствием роста мировых угольных цен в среднем в 2,5 раза.
В прошлом году российские угольщики продолжили переориентацию экспорта на рынки Азии. Тем не менее экспорт угля из России продолжил снижаться: по итогам 2023 года поставки по морю сократились на 8 млн тонн или на 4%. Причиной стало не только падение мировых цен на уголь, которые в среднем снизились в 2,2 раза к 2022 году, но и рост транспортных расходов в связи с удлинением маршрутов поставок, а также нехватка провозных мощностей экспортной железнодорожной инфраструктуры.
Особенно остро проблема нехватки пропускной способности проявляется на Восточном полигоне, куда входят Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ) железнодорожные магистрали. Именно по ним российский уголь доставляется в дальневосточные порты, а оттуда – в страны Азии. Из 213 млн тонн угля, которые Россия поставила за рубеж по итогам 2023 года, в Азию было направлено 175 млн тонн. Это соответствует 82%. Однако из них лишь 108 млн тонн было перевезено по БАМу и Транссибу, сообщал замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников. Остальные 67 млн тонн были направлены по менее эффективным маршрутам через порты Черного, Балтийского и Баренцева морей.
Экспортные перспективы
Ожидается, что реализация планов по расширению железнодорожных мощностей на востоке, северо-западе и юге России позволит к 2030 году нарастить экспорт угля в незападные страны до 360 млн тонн в год, что, по словам Мочальникова, будет соответствовать прогнозируемому уровню спроса на российский уголь в этих странах. В случае реализации такого сценария ежегодный объем экспорта российского угля к концу текущего десятилетия увеличится на 69% по сравнению с 2023 годом. Однако в текущем году России, скорее всего, не удастся увеличить вывоз угля, поскольку для необходимых инфраструктурных изменений требуется больше времени, указал чиновник.
Аналитики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) ожидают, что спрос на российский уголь за рубежом к 2030 году вырастет на 38% по сравнению с показателем прошлого года и достигнет 294 млн тонн. При этом в странах Юго-Восточной и Южной Азии он увеличится на 16% – до 210 млн тонн. На рынки этих регионов, по оценкам ИПЕМ, к 2030 году будет поставляться 71% всего экспортируемого из России угля. Спрос на российский уголь в странах Ближнего Востока к концу десятилетия вырастет на 6% по сравнению с прошлым годом и составит 29 млн тонн, считают в ИПЕМ.
Особенно остро проблема нехватки пропускной способности проявляется на Восточном полигоне, куда входят Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ) железнодорожные магистрали. Именно по ним российский уголь доставляется в дальневосточные порты, а оттуда – в страны Азии. Из 213 млн тонн угля, которые Россия поставила за рубеж по итогам 2023 года, в Азию было направлено 175 млн тонн. Это соответствует 82%. Однако из них лишь 108 млн тонн было перевезено по БАМу и Транссибу, сообщал замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников. Остальные 67 млн тонн были направлены по менее эффективным маршрутам через порты Черного, Балтийского и Баренцева морей.
Экспортные перспективы
Ожидается, что реализация планов по расширению железнодорожных мощностей на востоке, северо-западе и юге России позволит к 2030 году нарастить экспорт угля в незападные страны до 360 млн тонн в год, что, по словам Мочальникова, будет соответствовать прогнозируемому уровню спроса на российский уголь в этих странах. В случае реализации такого сценария ежегодный объем экспорта российского угля к концу текущего десятилетия увеличится на 69% по сравнению с 2023 годом. Однако в текущем году России, скорее всего, не удастся увеличить вывоз угля, поскольку для необходимых инфраструктурных изменений требуется больше времени, указал чиновник.
Аналитики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) ожидают, что спрос на российский уголь за рубежом к 2030 году вырастет на 38% по сравнению с показателем прошлого года и достигнет 294 млн тонн. При этом в странах Юго-Восточной и Южной Азии он увеличится на 16% – до 210 млн тонн. На рынки этих регионов, по оценкам ИПЕМ, к 2030 году будет поставляться 71% всего экспортируемого из России угля. Спрос на российский уголь в странах Ближнего Востока к концу десятилетия вырастет на 6% по сравнению с прошлым годом и составит 29 млн тонн, считают в ИПЕМ.
Удовлетворить такой спрос можно будет при условии реализации текущих планов РЖД по расширению пропускной способности угольных маршрутов с одновременным устранением имеющихся «узких мест». В частности, ожидается, что общая пропускная способность БАМа и Транссиба увеличится с нынешних 173 млн тонн грузов в год до 210 млн тонн к 2030 году и до 270 млн тонн к 2032 году. Пропускная способность железных дорог на северо-западе РФ, которая сегодня составляет 150 млн тонн грузов в год, к концу десятилетия должна вырасти до 220 млн тонн. А провозную мощность железнодорожной инфраструктуры в направлении Азово-Черноморского бассейна планируется увеличить с нынешних 125 млн тонн до 152 млн.
Аналитик брокерской компании «Финам» Николай Дудченко считает прогноз ИПЕМ по росту угольного экспорта реалистичным при условии, что пропускная способность железнодорожной сети будет увеличена в соответствии с озвученными планами, а ОАО РЖД предложит более привлекательные тарифы на перевозку. Кроме того, необходимо договориться с Китаем о снятии действующих там с начала 2024 года ввозных таможенных пошлин, полагает Дудченко.
Аналитик брокерской компании «Финам» Николай Дудченко считает прогноз ИПЕМ по росту угольного экспорта реалистичным при условии, что пропускная способность железнодорожной сети будет увеличена в соответствии с озвученными планами, а ОАО РЖД предложит более привлекательные тарифы на перевозку. Кроме того, необходимо договориться с Китаем о снятии действующих там с начала 2024 года ввозных таможенных пошлин, полагает Дудченко.
Эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов не разделяет такого оптимизма. По его мнению, расширение пропускной способности железных дорог не станет эффективным ответом на долгосрочный спад в угольной отрасли. Географическая концентрация угольных электростанций в Китае и одновременное увеличение собственной добычи в КНР будут отрицательно сказываться на спросе на российский уголь, убежден Родионов.
Он напоминает, что, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), к началу 2024 года на долю КНР приходилось 53% глобальной мощности действующих угольных ТЭС (1137 ГВт из 2130 ГВт) и еще 71% мощности строящихся (140 ГВт из 197 ГВт).
Кроме того, будет обостряться конкуренция между Россией и Монголией за китайский рынок коксующегося угля, прогнозирует Родионов. По его мнению, Монголия будет наращивать собственную добычу, предлагая КНР поставки по более привлекательным ценам. Избежать такой конкуренции России не помогут ни модернизация железнодорожной инфраструктуры, ни снижение тарифов на перевозку, убежден эксперт.
Источники: Росстат 1, 2, Ведомости 1, 2, EU-Verordnung № 833/2014 (нем.), Forbes, ICE (англ.), Interfax, ТАСС, МЭА (англ.)
Он напоминает, что, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), к началу 2024 года на долю КНР приходилось 53% глобальной мощности действующих угольных ТЭС (1137 ГВт из 2130 ГВт) и еще 71% мощности строящихся (140 ГВт из 197 ГВт).
Кроме того, будет обостряться конкуренция между Россией и Монголией за китайский рынок коксующегося угля, прогнозирует Родионов. По его мнению, Монголия будет наращивать собственную добычу, предлагая КНР поставки по более привлекательным ценам. Избежать такой конкуренции России не помогут ни модернизация железнодорожной инфраструктуры, ни снижение тарифов на перевозку, убежден эксперт.
Источники: Росстат 1, 2, Ведомости 1, 2, EU-Verordnung № 833/2014 (нем.), Forbes, ICE (англ.), Interfax, ТАСС, МЭА (англ.)