Для такой экспортной державы, как Россия, грузовой флот имеет особое значение. В 2023 году морским транспортом за рубеж было отправлено 57 млн тонн российского зерна или 88% от всего экспортного объема. Не менее важную роль морской транспорт играет и в зарубежных поставках нефти, которая на сегодняшний день является основным товаром российского экспорта. В прошлом году морем было перевезено 60% всех российских поставок нефти в Китай и 100% поставок в Индию. На эти две страны пришлось почти 80% от всего российского нефтеэкспорта. Что касается сжиженного природного газа (СПГ), значение которого в последнее время также возрастает, то его в принципе можно транспортировать только в специальных танкерах-газовозах.
Судостроение в России
Как и большинство других стран-экспортеров, Россия до последнего времени закупала необходимые ей контейнеровозы, нефтеналивные танкеры и танкеры-газовозы за рубежом, в первую очередь в Китае и Южной Корее. На эти две страны приходится около 76% мирового судостроения, еще 14% приходится на долю Японии, следует из данных британского судового брокера Clarksons. Эти цифры отражают не количество построенных судов, а так называемую компенсированную валовую вместимость (CGT) – показатель, характеризующий размер судна.
Судостроение в России
Как и большинство других стран-экспортеров, Россия до последнего времени закупала необходимые ей контейнеровозы, нефтеналивные танкеры и танкеры-газовозы за рубежом, в первую очередь в Китае и Южной Корее. На эти две страны приходится около 76% мирового судостроения, еще 14% приходится на долю Японии, следует из данных британского судового брокера Clarksons. Эти цифры отражают не количество построенных судов, а так называемую компенсированную валовую вместимость (CGT) – показатель, характеризующий размер судна.
На все остальные страны мира приходится лишь 10% от мирового объема судостроения. Если брать страны только этого второго эшелона, то среди них Россия в 2021 году занимала третье место по объемам судостроения, отставая от Филиппин и Вьетнама и опережая Турцию, Германию и Нидерланды, следует из данных Clarksons. Однако уже в 2023 году РФ пропустила вперед не только Германию, но другие европейские страны, показывает статистика ООН. Согласно этим данным, производство торговых судов валовой вместимостью более 100 брутто-регистровых тонн (БРТ) в РФ по итогам прошлого года составило 178 тыс. БРТ, в Германии – 290 тыс. БРТ, а в Италии – 402 тыс. БРТ.
Во времена СССР торговые суда также практически полностью закупались за рубежом. Кроме того, как в конце 2022 года констатировал Минтранс РФ, большинство ведущих советских предприятий, специализирующихся на строительстве и ремонте судов, располагались на украинском побережье Черного моря, в частности в Николаеве. Поэтому России пришлось «практически с нуля возрождать свой потенциал крупнотоннажного судостроения», отметили в ведомстве, добавив, что первым шагом в этом направлении стало строительство судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» на Дальнем Востоке (подробности ниже).
Во времена СССР торговые суда также практически полностью закупались за рубежом. Кроме того, как в конце 2022 года констатировал Минтранс РФ, большинство ведущих советских предприятий, специализирующихся на строительстве и ремонте судов, располагались на украинском побережье Черного моря, в частности в Николаеве. Поэтому России пришлось «практически с нуля возрождать свой потенциал крупнотоннажного судостроения», отметили в ведомстве, добавив, что первым шагом в этом направлении стало строительство судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» на Дальнем Востоке (подробности ниже).
Роль государства в судостроении
О нынешнем состоянии российского судостроения в конце 2021 года рассказал декан факультета кораблестроения и океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Олег Тимофеев. По его словам, на сегодняшний день в российской судостроительной отрасли работают примерно 170 крупных предприятий, в том числе 120 заводов и верфей, 40 проектных бюро и 15 исследовательских организаций. При этом 70% отраслевых мощностей сосредоточены на Северо-Западе. А общее количество работников судостроения, по словам Тимофеева, превышает 700 тыс. человек, что соответствует примерно 1% трудоспособного населения России.
Неясно, правда, входят ли в это число сотрудники субподрядных организаций и работники смежных отраслей. Только на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), по ее собственным данным, трудятся в общей сложности 100 тыс. человек. При этом ОСК объединяет более 40 крупнейших предприятий отрасли, на которые приходится около 80% объема отечественного судостроения. Такие крупные заводы, как «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и «Севмаш» в Северодвинске, специализируются на постройке военных кораблей и подводных лодок. В Санкт-Петербурге также расположены такие ведущие предприятия, как «Балтийский завод», который занимается строительством гигантских атомных ледоколов. За прошлый год выручка ОСК составила 400 млрд рублей, из которых 17% пришлось на гражданскую продукцию, сообщили в корпорации. По итогам 2022 года ОСК получила 350 млрд рублей выручки.
На судостроительную отрасль приходится до 1% российского ВВП, говорится в отраслевом отчете консалтинговой компании «Деловой профиль» за осень прошлого года. В документе подчеркивается высокий уровень импортозависимости отрасли. По оценке Минпромторга, доля импортного оборудования в отечественном судостроении сейчас составляет около 70%, пишут аналитики. Оставшиеся 30% – это корпус и «несложные металлоконструкции российского производства». Ранее Россия пользовалась преимуществами глобализации и закупала до 95% всех комплектующих за рубежом, отмечается в отчете «Делового профиля».
О нынешнем состоянии российского судостроения в конце 2021 года рассказал декан факультета кораблестроения и океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Олег Тимофеев. По его словам, на сегодняшний день в российской судостроительной отрасли работают примерно 170 крупных предприятий, в том числе 120 заводов и верфей, 40 проектных бюро и 15 исследовательских организаций. При этом 70% отраслевых мощностей сосредоточены на Северо-Западе. А общее количество работников судостроения, по словам Тимофеева, превышает 700 тыс. человек, что соответствует примерно 1% трудоспособного населения России.
Неясно, правда, входят ли в это число сотрудники субподрядных организаций и работники смежных отраслей. Только на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), по ее собственным данным, трудятся в общей сложности 100 тыс. человек. При этом ОСК объединяет более 40 крупнейших предприятий отрасли, на которые приходится около 80% объема отечественного судостроения. Такие крупные заводы, как «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и «Севмаш» в Северодвинске, специализируются на постройке военных кораблей и подводных лодок. В Санкт-Петербурге также расположены такие ведущие предприятия, как «Балтийский завод», который занимается строительством гигантских атомных ледоколов. За прошлый год выручка ОСК составила 400 млрд рублей, из которых 17% пришлось на гражданскую продукцию, сообщили в корпорации. По итогам 2022 года ОСК получила 350 млрд рублей выручки.
На судостроительную отрасль приходится до 1% российского ВВП, говорится в отраслевом отчете консалтинговой компании «Деловой профиль» за осень прошлого года. В документе подчеркивается высокий уровень импортозависимости отрасли. По оценке Минпромторга, доля импортного оборудования в отечественном судостроении сейчас составляет около 70%, пишут аналитики. Оставшиеся 30% – это корпус и «несложные металлоконструкции российского производства». Ранее Россия пользовалась преимуществами глобализации и закупала до 95% всех комплектующих за рубежом, отмечается в отчете «Делового профиля».
Итоги отечественного судостроения за 2023 год
Ежегодно российские судостроительные предприятия выпускают порядка 100 судов тоннажем свыше 50 тонн. К этой категории относится, например, большая часть речных трамвайчиков, курсирующих по Москве-реке. В 2023 году в РФ было сдано 112 судов тоннажем более 50 тонн, 22 из них (в основном подводные лодки) – в интересах Минобороны, пишет агентство экономической аналитики INFOLine. В 2022 году судов тоннажем более 50 тонн было сдано 82 единицы, что стало минимальным показателем за последние десять лет. Пик производства за указанный период пришелся на 2013-2014 гг., когда судостроители ежегодно сдавали по 141 судну этой категории. Общая стоимость сданных судов в гражданском судостроении, по оценкам INFOLine, в 2023 году составила 93 млрд рублей, снизившись на 16% по сравнению с 2022-м.
В 2023 году российские корабелы сдали 90 судов гражданского назначения, более половины из которых относятся к так называемому техническому флоту, сообщает отраслевой портал «МедиаПалуба». В эту категорию входят, в частности, буксиры, речные земснаряды, плавучие краны и другие вспомогательные суда, как самоходные, так и несамоходные. Кроме того, в прошлом году отечественные верфи передали заказчикам 18 речных трамваев, электросудов и судов на подводных крыльях, в основном предназначенных для пассажирских перевозок в Москве и Санкт-Петербурге, а также десять промысловых рыболовных и краболовных судов. Российский торговый флот за этот же период пополнился 14 судами, в том числе пятью танкерами и девятью сухогрузами.
Детальный анализ общих поставок судов морского транспортного флота за 2023 год приводят специалисты санкт-петербургского АО «ЦНИИМФ». Согласно результатам их исследования, в прошлом году российские судовладельцы получили 20 новых морских транспортных судов, из которых восемь было построено в КНР, два – в Южной Корее, а остальные десять выпущены на отечественных верфях. В их числе два малых пассажирских судна, один паром и семь грузовых коммерческих судов. Среди последних особо выделяются два нефтеналивных танкера типоразмера «Афрамакс». Эти суда, изначально разработанные в Южной Корее, имеют дедвейт 114 тыс. тонн, что в четыре раза меньше аналогичного показателя супертанкеров. Однако по сравнению с прочими судами российского производства танкеры «Афрамакс», стоимость которых оценивается в 70 млн долларов, просто гиганты. Для сравнения: четыре сданных сухогруза отечественного производства имеют грузоподъемность 10 тыс. тонн каждый, а танкер-химовоз – 8 тыс. тонн.
Ежегодно российские судостроительные предприятия выпускают порядка 100 судов тоннажем свыше 50 тонн. К этой категории относится, например, большая часть речных трамвайчиков, курсирующих по Москве-реке. В 2023 году в РФ было сдано 112 судов тоннажем более 50 тонн, 22 из них (в основном подводные лодки) – в интересах Минобороны, пишет агентство экономической аналитики INFOLine. В 2022 году судов тоннажем более 50 тонн было сдано 82 единицы, что стало минимальным показателем за последние десять лет. Пик производства за указанный период пришелся на 2013-2014 гг., когда судостроители ежегодно сдавали по 141 судну этой категории. Общая стоимость сданных судов в гражданском судостроении, по оценкам INFOLine, в 2023 году составила 93 млрд рублей, снизившись на 16% по сравнению с 2022-м.
В 2023 году российские корабелы сдали 90 судов гражданского назначения, более половины из которых относятся к так называемому техническому флоту, сообщает отраслевой портал «МедиаПалуба». В эту категорию входят, в частности, буксиры, речные земснаряды, плавучие краны и другие вспомогательные суда, как самоходные, так и несамоходные. Кроме того, в прошлом году отечественные верфи передали заказчикам 18 речных трамваев, электросудов и судов на подводных крыльях, в основном предназначенных для пассажирских перевозок в Москве и Санкт-Петербурге, а также десять промысловых рыболовных и краболовных судов. Российский торговый флот за этот же период пополнился 14 судами, в том числе пятью танкерами и девятью сухогрузами.
Детальный анализ общих поставок судов морского транспортного флота за 2023 год приводят специалисты санкт-петербургского АО «ЦНИИМФ». Согласно результатам их исследования, в прошлом году российские судовладельцы получили 20 новых морских транспортных судов, из которых восемь было построено в КНР, два – в Южной Корее, а остальные десять выпущены на отечественных верфях. В их числе два малых пассажирских судна, один паром и семь грузовых коммерческих судов. Среди последних особо выделяются два нефтеналивных танкера типоразмера «Афрамакс». Эти суда, изначально разработанные в Южной Корее, имеют дедвейт 114 тыс. тонн, что в четыре раза меньше аналогичного показателя супертанкеров. Однако по сравнению с прочими судами российского производства танкеры «Афрамакс», стоимость которых оценивается в 70 млн долларов, просто гиганты. Для сравнения: четыре сданных сухогруза отечественного производства имеют грузоподъемность 10 тыс. тонн каждый, а танкер-химовоз – 8 тыс. тонн.
Первая крупнотоннажная судоверфь
Строительством российских танкеров типа «Афрамакс» занимается судостроительный комплекс (ССК) «Звезда», расположенный городе Большой Камень Приморского края. В этом городе с населением 40 тыс. человек с 1950-х годов также находится Дальневосточный завод «Звезда», который специализируется, в том числе на ремонте и утилизации атомных подводных лодок. Одноименный ССК «Звезда» был заложен в 2009 году как совместное предприятие с Daewoo и должен был стать второй современной верфью в Большом Камне. После выхода южнокорейской компании из СП в 2012 году проект перешел под контроль «Роснефти», которая также взяла на себя роль инвестора. В 2016 году на ССК «Звезда», который не входит в ОСК, начались работы по расширению производственных мощностей, завершить которые планируется в текущем году. В настоящее время на предприятии работают около 11 тыс. человек, включая сотрудников подрядных организаций.
Танкеры для «Роснефти»
На сайте ССК «Звезда» говорится, что это первая в России верфь крупнотоннажного судостроения. Всего с 2019-го по 2023 год на «Звезде» на воду спущено 12 судов, в том числе не менее четырех ледоколов длиной 106 метров, а также четыре танкера типоразмера «Афрамакс», два из которых были сданы в 2020 и 2021 году соответственно. Всего в портфеле «Звезды» заказы на 12 танкеров этого типа, 10 из которых законтрактованы «Роснефтью».
Технологиями создания нефтеналивных танкеров обладают и другие судостроительные предприятия России. Так, на входящих в ОСК «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге построено два танкера ледового класса длиной 260 метров и дедвейтом 70 тыс. тонн. Суда были созданы при поддержке проектного бюро из Финляндии, их сдача состоялась в 2008-2009 гг. На «Адмиралтейских верфях» построен танкер дедвейтом 47 тыс. тонн, спроектированный в Хорватии. Еще три аналогичных судна в настоящий момент строятся на ССК «Звезда».
Как в конце мая сообщал глава Минпромторга России Денис Мантуров, портфель заказов ССК «Звезда» до 2037 года включает 92 малотоннажных грузовых судна ледового класса и 26 крупнотоннажных коммерческих судов. Помимо танкеров «Афрамакс» речь идет о двух спецпроектах, предназначенных для транспортировки нефти и газа по Северному морскому пути. В 2020 году на ССК «Звезда» началось строительство танкеров усиленного ледового класса ARC6 дедвейтом 69 тыс. тонн по заказу «Роснефти». Первый танкер планировалось сдать в 2022 году, однако он покинул сухой док лишь прошлым летом. Вывод судна из сухого дока означает, что как минимум строительство его корпуса завершено.
Строительством российских танкеров типа «Афрамакс» занимается судостроительный комплекс (ССК) «Звезда», расположенный городе Большой Камень Приморского края. В этом городе с населением 40 тыс. человек с 1950-х годов также находится Дальневосточный завод «Звезда», который специализируется, в том числе на ремонте и утилизации атомных подводных лодок. Одноименный ССК «Звезда» был заложен в 2009 году как совместное предприятие с Daewoo и должен был стать второй современной верфью в Большом Камне. После выхода южнокорейской компании из СП в 2012 году проект перешел под контроль «Роснефти», которая также взяла на себя роль инвестора. В 2016 году на ССК «Звезда», который не входит в ОСК, начались работы по расширению производственных мощностей, завершить которые планируется в текущем году. В настоящее время на предприятии работают около 11 тыс. человек, включая сотрудников подрядных организаций.
Танкеры для «Роснефти»
На сайте ССК «Звезда» говорится, что это первая в России верфь крупнотоннажного судостроения. Всего с 2019-го по 2023 год на «Звезде» на воду спущено 12 судов, в том числе не менее четырех ледоколов длиной 106 метров, а также четыре танкера типоразмера «Афрамакс», два из которых были сданы в 2020 и 2021 году соответственно. Всего в портфеле «Звезды» заказы на 12 танкеров этого типа, 10 из которых законтрактованы «Роснефтью».
Технологиями создания нефтеналивных танкеров обладают и другие судостроительные предприятия России. Так, на входящих в ОСК «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге построено два танкера ледового класса длиной 260 метров и дедвейтом 70 тыс. тонн. Суда были созданы при поддержке проектного бюро из Финляндии, их сдача состоялась в 2008-2009 гг. На «Адмиралтейских верфях» построен танкер дедвейтом 47 тыс. тонн, спроектированный в Хорватии. Еще три аналогичных судна в настоящий момент строятся на ССК «Звезда».
Как в конце мая сообщал глава Минпромторга России Денис Мантуров, портфель заказов ССК «Звезда» до 2037 года включает 92 малотоннажных грузовых судна ледового класса и 26 крупнотоннажных коммерческих судов. Помимо танкеров «Афрамакс» речь идет о двух спецпроектах, предназначенных для транспортировки нефти и газа по Северному морскому пути. В 2020 году на ССК «Звезда» началось строительство танкеров усиленного ледового класса ARC6 дедвейтом 69 тыс. тонн по заказу «Роснефти». Первый танкер планировалось сдать в 2022 году, однако он покинул сухой док лишь прошлым летом. Вывод судна из сухого дока означает, что как минимум строительство его корпуса завершено.
Газовозы для «Новатэка»
Одновременно из сухого дока был выведен и танкер-газовоз усиленного ледового класса ARC7. Суда этой серии строятся на «Звезде» по заказу крупнейшей в РФ частной газовой компании «Новатэк». Они предназначены для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Для работы на проекте «Ямал СПГ» «Новатэк» уже использует более десяти подобных газовозов проекта Yamalmax, спроектированных и построенных в Южной Корее. Головным судном проекта стал Christophe de Margerie 2016 года постройки. В рамках реализации своего второго СНГ-проекта – «Арктик СПГ-2» «Новатэк» заказал 21 аналогичный газовоз второго поколения, в том числе 6 в Южной Корее и 15 на ССК «Звезда». И если выполнение южнокорейского заказа в связи с санкциями теперь под вопросом, то «Звезда» прошлой осенью сообщила, что уже ведет строительство первых шести из заказанных газовозов длиной 300 метров и дедвейтом 81 тыс. тонн.
По данным газеты «Коммерсантъ», сдача первого газовоза неоднократно переносилась и теперь предварительно ожидается в конце 2024 года. Одной из причин задержки стала нехватка рабочих рук на верфи, пишет издание, отмечая, что помимо «Звезды» дефицит рабочих наблюдается на всех крупных дальневосточных предприятиях. В этой связи «Новатэк» даже отправил на «Звезду» около 200 своих инженеров и рабочих-монтажников, чтобы те помогли в достройке газовозов.
Еще одной проблемой российского крупнотоннажного судостроения является его импортозависимость, которая не ограничивается поставками комплектующих. По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, строительство танкеров-газовозов на ССК «Звезда» ведется исключительно путем сборки крупнотоннажных модулей, поставляемых из Южной Кореи. Такой подход исключает присутствие российских поставщиков на «Звезде», в результате чего отечественное судостроение фактически оказывается «в полной технологической зависимости от Южной Кореи», отмечал Бурмистров на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в конце 2022 года.
Ледоколы-рекордсмены
Наиболее любопытным проектом из реализуемых на «Звезде» стало строительство нового атомного ледокола проекта «Лидер». Российские ледоколы всегда были самыми большими и мощными в мире. Чего стоит только атомоход «Арктика» проекта 22220, построенный на «Балтийском заводе». Длина судна составляет 173 метра, полное водоизмещение – 33,5 тыс. тонн, мощность – 60 МВт. В начале 2024 года на «Балтийском заводе» состоялась закладка пятого по счету ледокола этого проекта. Они призваны заменить меньшие по размеру ледоколы одноименного советского проекта 10520 «Арктика», которых с 1975 по 2007 год было построено шесть экземпляров. Длина же атомоходов нового проекта «Лидер» составит 209 метров, полное водоизмещение – 71 тыс. тонн, мощность – 120 МВт. Строительство головного корабля серии началось в 2020 году. Первоначально его планировалось сдать в 2027 году, однако затем срок сдачи был перенесен на 2030 год.
Одновременно из сухого дока был выведен и танкер-газовоз усиленного ледового класса ARC7. Суда этой серии строятся на «Звезде» по заказу крупнейшей в РФ частной газовой компании «Новатэк». Они предназначены для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Для работы на проекте «Ямал СПГ» «Новатэк» уже использует более десяти подобных газовозов проекта Yamalmax, спроектированных и построенных в Южной Корее. Головным судном проекта стал Christophe de Margerie 2016 года постройки. В рамках реализации своего второго СНГ-проекта – «Арктик СПГ-2» «Новатэк» заказал 21 аналогичный газовоз второго поколения, в том числе 6 в Южной Корее и 15 на ССК «Звезда». И если выполнение южнокорейского заказа в связи с санкциями теперь под вопросом, то «Звезда» прошлой осенью сообщила, что уже ведет строительство первых шести из заказанных газовозов длиной 300 метров и дедвейтом 81 тыс. тонн.
По данным газеты «Коммерсантъ», сдача первого газовоза неоднократно переносилась и теперь предварительно ожидается в конце 2024 года. Одной из причин задержки стала нехватка рабочих рук на верфи, пишет издание, отмечая, что помимо «Звезды» дефицит рабочих наблюдается на всех крупных дальневосточных предприятиях. В этой связи «Новатэк» даже отправил на «Звезду» около 200 своих инженеров и рабочих-монтажников, чтобы те помогли в достройке газовозов.
Еще одной проблемой российского крупнотоннажного судостроения является его импортозависимость, которая не ограничивается поставками комплектующих. По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, строительство танкеров-газовозов на ССК «Звезда» ведется исключительно путем сборки крупнотоннажных модулей, поставляемых из Южной Кореи. Такой подход исключает присутствие российских поставщиков на «Звезде», в результате чего отечественное судостроение фактически оказывается «в полной технологической зависимости от Южной Кореи», отмечал Бурмистров на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в конце 2022 года.
Ледоколы-рекордсмены
Наиболее любопытным проектом из реализуемых на «Звезде» стало строительство нового атомного ледокола проекта «Лидер». Российские ледоколы всегда были самыми большими и мощными в мире. Чего стоит только атомоход «Арктика» проекта 22220, построенный на «Балтийском заводе». Длина судна составляет 173 метра, полное водоизмещение – 33,5 тыс. тонн, мощность – 60 МВт. В начале 2024 года на «Балтийском заводе» состоялась закладка пятого по счету ледокола этого проекта. Они призваны заменить меньшие по размеру ледоколы одноименного советского проекта 10520 «Арктика», которых с 1975 по 2007 год было построено шесть экземпляров. Длина же атомоходов нового проекта «Лидер» составит 209 метров, полное водоизмещение – 71 тыс. тонн, мощность – 120 МВт. Строительство головного корабля серии началось в 2020 году. Первоначально его планировалось сдать в 2027 году, однако затем срок сдачи был перенесен на 2030 год.
Нехватка мощностей
По оценкам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), в 2024 году в России выпустят в общей сложности 74 гражданских судна. В числе построенных будут всего 6 танкеров и 15 сухогрузов, в то время как потребности внутреннего рынка составят 8 танкеров и 24 сухогруза, считают аналитики ГТЛК. Согласно их прогнозу, в 2025-2026 гг. выпуск танкеров и сухогрузов в России не увеличится, однако общая потребность в гражданских судах снизится с нынешних 112 до 95 единиц в год. По данным российского правительства, для обеспечения одного лишь грузопотока по Северному морскому пути на текущий момент требуется 57 судов, из которых в наличии есть только 27. К 2030 году дефицит увеличится: с учетом имеющихся планов производства из 160 требующихся судов в наличии будет лишь 80 единиц.
Исследование консалтинговой компании SBS Consulting, подготовленное в конце 2023 года по заказу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), выявило еще большее отставание объемов выпуска от спроса. Если исходить из базового сценария развития отрасли, при котором половина экспортных грузов должна перевозиться судами, построенными в России, то до 2035 года потребуется построить сухогрузов и танкеров общим дедвейтом 66 млн тонн, говорится в исследовании. Такой гигантский объем, соответствующий суммарной вместимости 580 танкеров типа «Афрамакс», обусловлен еще и тем, что по достижении нормативного срока службы суда выбывают из состава грузового флота. Согласно исследованию SBS Consulting, для создания этих мощностей необходимо вложить в модернизацию судостроительных предприятий 2 трлн рублей до 2035 года. В правительстве уже сообщили, что средства будут направлены на строительство еще одной верфи крупнотоннажного судостроения на Дальнем Востоке. Также необходимо модернизировать существующие производственные мощности предприятий ОСК. Сама корпорация недавно заявила, что на ее верфях используются станки, которым больше 100 лет.
По оценкам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), в 2024 году в России выпустят в общей сложности 74 гражданских судна. В числе построенных будут всего 6 танкеров и 15 сухогрузов, в то время как потребности внутреннего рынка составят 8 танкеров и 24 сухогруза, считают аналитики ГТЛК. Согласно их прогнозу, в 2025-2026 гг. выпуск танкеров и сухогрузов в России не увеличится, однако общая потребность в гражданских судах снизится с нынешних 112 до 95 единиц в год. По данным российского правительства, для обеспечения одного лишь грузопотока по Северному морскому пути на текущий момент требуется 57 судов, из которых в наличии есть только 27. К 2030 году дефицит увеличится: с учетом имеющихся планов производства из 160 требующихся судов в наличии будет лишь 80 единиц.
Исследование консалтинговой компании SBS Consulting, подготовленное в конце 2023 года по заказу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), выявило еще большее отставание объемов выпуска от спроса. Если исходить из базового сценария развития отрасли, при котором половина экспортных грузов должна перевозиться судами, построенными в России, то до 2035 года потребуется построить сухогрузов и танкеров общим дедвейтом 66 млн тонн, говорится в исследовании. Такой гигантский объем, соответствующий суммарной вместимости 580 танкеров типа «Афрамакс», обусловлен еще и тем, что по достижении нормативного срока службы суда выбывают из состава грузового флота. Согласно исследованию SBS Consulting, для создания этих мощностей необходимо вложить в модернизацию судостроительных предприятий 2 трлн рублей до 2035 года. В правительстве уже сообщили, что средства будут направлены на строительство еще одной верфи крупнотоннажного судостроения на Дальнем Востоке. Также необходимо модернизировать существующие производственные мощности предприятий ОСК. Сама корпорация недавно заявила, что на ее верфях используются станки, которым больше 100 лет.