
На протяжении последних полутора десятилетий Москва проводит комплексную модернизацию своей транспортной инфраструктуры и уже стала одним из лидеров в сфере городской мобильности в Европе. За этот период в столице появился один из крупнейших в мире парков электробусов, открылось более чем 100 новых станций метро, а также произошло уменьшение знаменитых московских пробок. В настоящее время в Москве и области в общей сложности проживает более 20 млн человек. С учетом продолжающегося роста численности населения критически важной задачей для мегаполиса становится создание задела на будущее в сфере транспортной инфраструктуры.
Развитие автодорожной сети
Параллельно с развитием городского общественного транспорта Москва вкладывает средства в расширение улично-дорожной сети. С 2011 по 2026 год в столице было построено свыше 1385 км дорог, а также 445 мостов и тоннелей. А такие проекты, как интеллектуальная система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и оптимизации транспортных потоков обещают сделать Москву образцом в сфере современной городской мобильности. Благодаря внедрению светофоров на базе искусственного интеллекта и систем оплаты по биометрии в столице растет уровень цифровизации. Ожидается, что к 2030 году более 85% перекрестков будут оборудованы видеодетекторами под управлением нейросетей, что позволит уменьшить пробки.
В декабре 2024 года новый мост через Москву-реку появился и неподалеку от штаб-квартиры Российско-Германской ВТП, которая расположена в бизнес-центре «Филиград». Он напрямую соединил два столичных района – Филевский парк и Хорошево-Мневники, а также два столичных округа – Западный и Северо-Западный. Мост позволяет с удобством добираться до открытой в 2021 году станции метро «Мневники» Большой кольцевой линии (БКЛ).
Развитие автодорожной сети
Параллельно с развитием городского общественного транспорта Москва вкладывает средства в расширение улично-дорожной сети. С 2011 по 2026 год в столице было построено свыше 1385 км дорог, а также 445 мостов и тоннелей. А такие проекты, как интеллектуальная система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и оптимизации транспортных потоков обещают сделать Москву образцом в сфере современной городской мобильности. Благодаря внедрению светофоров на базе искусственного интеллекта и систем оплаты по биометрии в столице растет уровень цифровизации. Ожидается, что к 2030 году более 85% перекрестков будут оборудованы видеодетекторами под управлением нейросетей, что позволит уменьшить пробки.
В декабре 2024 года новый мост через Москву-реку появился и неподалеку от штаб-квартиры Российско-Германской ВТП, которая расположена в бизнес-центре «Филиград». Он напрямую соединил два столичных района – Филевский парк и Хорошево-Мневники, а также два столичных округа – Западный и Северо-Западный. Мост позволяет с удобством добираться до открытой в 2021 году станции метро «Мневники» Большой кольцевой линии (БКЛ).

До 2027 года правительство Москвы планирует выделить значительные средства на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В рамках городской программы «Развитие транспортной системы» только на подпрограмму «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть» в 2025 году будет выделено 444,1 млрд рублей. В 2026 году финансирование подпрограммы составит 446,5 млрд рублей (7,7%), а в 2027–м – 468,2 млрд рублей. Это примерно 8% от ежегодного объема всех расходов столичного бюджета. На эти средства планируется, в частности, завершить соединение южного направления Московского скоростного диаметра (МСД) и автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
Также в Москве за последние годы повысили безопасность дорожного движения и усовершенствовали систему управления парковочными местами. По данным столичной администрации, в городе внедрена интеллектуальная система фотовидеофиксации, которая способна выявлять более 60 видов нарушений. Кроме того, появилась сеть платных парковок, которая уже насчитывает порядка 95 000 мест, из них около 10% мест – для людей с инвалидностью. В результате на 64% снизилось число нарушений при парковке, а время поиска свободного парковочного места сократилось на 65%.
Также в Москве за последние годы повысили безопасность дорожного движения и усовершенствовали систему управления парковочными местами. По данным столичной администрации, в городе внедрена интеллектуальная система фотовидеофиксации, которая способна выявлять более 60 видов нарушений. Кроме того, появилась сеть платных парковок, которая уже насчитывает порядка 95 000 мест, из них около 10% мест – для людей с инвалидностью. В результате на 64% снизилось число нарушений при парковке, а время поиска свободного парковочного места сократилось на 65%.

Заместитель мэра Москвы Владимир Ефимов подчеркивает, что наиболее масштабными проектами в развитии транспортной инфраструктуры города за прошедшие годы стали Московский скоростной диаметр, Северо-Западная хорда и проспект Багратиона. В планах построить еще 543 км дорог для связи районов столицы с крупными городскими магистралями. Это создаст удобные подъезды к станциям рельсового транспорта, а также позволит еще больше снизить нагрузку на улично-дорожную сеть.
Экологически чистый транспорт
Чтобы сократить выбросы углекислого газа и сделать общественный транспорт более экологичным, Москва расширяет использование электробусов и речных судов на электротяге.
Электробусы курсируют в столице с 2018 года, а на сегодняшний день их парк – самый крупный в Европе и один из крупнейших в мире. Сейчас в Москве свыше 1700 электробусов, работающих на более чем 130 маршрутах. Большая часть из них приходится на марки «Камаз» и «Лиаз». С начала эксплуатации столичные электробусы перевезли уже более 400 млн пассажиров. В 2024 году Мосгортранс получил 51 электробус производства «Камаза», а к 2027 году ожидается поставка еще 1200 единиц. Благодаря электробусам выбросы углекислого газа в Москве с 2018 по 2023 год сократились на 130 тыс. тонн, что соответствует годовому объему выхлопов порядка 30 тыс. автомобилей. Для электрического транспорта в Москве существуют три зарядных парка с 13 ультрабыстрыми зарядками, способных одновременно обслуживать сразу 78 электробусов. А чтобы общественный транспорт не стоял в пробках, с 2010 года в столице организовано 462 км выделенных полос.
В июне 2023 года в Москве появился еще один вид городского общественного транспорта – речные трамваи на электротяге, которые курсируют по двум водным маршрутам и перевозят 1,5 млн пассажиров в год. Однако пока эти 50-местные суда с панорамным остеклением используются скорее для туристических прогулок. Тем не менее расширение парка электрических речных трамваев идет полным ходом: столичные власти заказали еще десять судов повышенной вместимости с увеличенной емкостью батарей. А в самой Москве строят верфь, которая будет способна производить до 50 электрических кораблей в год. Стоимость проекта оценивается в 600 млн евро. На верфи планируется организовать 500 рабочих мест. В то же время глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что электрические водные трамваи пока используются скорее для прогулок, а не как регулярный общественный транспорт. В качестве причин он называет отсутствие удобных пересадок на метро и высокую стоимость разового проезда.
Стратегия–2030: ставка на ИИ
Транспортная стратегия Москвы до 2030 года предусматривает модернизацию транспортной системы города с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Предполагается, что за этот период население Московской агломерации (Москва и область) вырастет с текущих 21,6 млн до 23 млн человек. К 2030 году планируется построить 48 новых станций метро и МЦД, а также расширить сеть наземного рельсового транспорта, чтобы повысить связность городов Центрального транспортного узла (Москва и соседние регионы).
Ключевой составляющей стратегии является более широкое использование искусственного интеллекта. Уже сейчас 100% станций метро, МЦК и «Аэроэкспресса» оснащены системой оплаты по биометрии. При помощи системы видеоаналитики на базе ИИ ведется мониторинг транспортных потоков в метро. Ожидается, что к 2030 году роль ИИ в транспортной системе столицы возрастет еще больше: более 85% перекрестков будут оборудованы видеодетекторами под управлением нейросетей, значительная часть трамвайного парка станет беспилотной, что на 27% снизит количество непунктуальных рейсов, а дорожную сеть оптимизируют с помощью умных светофоров.
Благодаря работе чат-бота «Александра» пассажиры уже сейчас могут без задержек получать ответы на свои вопросы в любое время суток. Несмотря на достигнутый прогресс, актуальной проблемой для транспортной отрасли остается нехватка кадров. Например, каждая новая станция метро приводит к росту штата сотрудников метрополитена на 150 человек
Общественный транспорт потеснил личный
По итогам 2023 года доля поездок на городском транспорте достигла 68% от всего пассажиропотока столицы, показав рост на 4 п. п. к уровню 2022 года. Это стало результатом развития метрополитена, строительства дорог, внедрения экологически чистого городского транспорта, каршеринга и цифровых технологий. Использование личного транспорта за тот же период сократилось на 5%.
Особое внимание в последние годы уделялось развитию метрополитена и созданию новых надземных маршрутов. За 15 лет в столице было открыто более 100 новых станций метро. Помимо развития традиционных видов транспорта, за прошедшее десятилетие в Москве появились новые способы передвижения. В 2013 году открылся городской велопрокат «Велобайк», а в 2018 году – прокат электросамокатов. Сейчас на самокатах и велосипедах совершается около 350 000 поездок в сутки. С 2015 года доступен сервис краткосрочной аренды автомобилей (каршеринг), который обеспечивает пассажиропоток на уровне 240 000 человек в сутки. Московский парк каршеринга – самый большой в мире, он включает более 40 000 автомобилей.
Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин в свою бытность заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики говорил, что на 1 рубль, вложенный в развитие транспортной инфраструктуры из бюджета, приходит 3 рубля внебюджетных инвестиций. В Москве и области в общей сложности проживает уже более 20 млн человек. С учетом продолжающегося роста численности населения перед мегаполисом стоит задача создания устойчивой и эффективной транспортной инфраструктуры. С 2011 года, когда мэром стал Сергей Собянин, в столице был реализован ряд масштабных программ по модернизации инфраструктуры, которые выводят Москву в лидеры в области градостроительства.
Сердце столицы – метро
Каркасом городского транспорта столицы является Московский метрополитен, ведущий свою историю еще с 1935 года. Сегодня московской подземкой ежедневно пользуются более 8,4 млн пассажиров. Например, метро Берлина перевозит всего 1,5 млн пассажиров в день. За последние 15 лет в столице было открыто более 100 новых станций метро, а их общее число достигло 271. К 2030-му планируется построить еще 40 станций метрополитена. Среди наиболее значимых проектов – строительство Рублево-Архангельской линии и станции «Достоевская» – первой на Кольцевой линии за 70 лет.
Одновременно со строительством новых линий происходит обновление подвижного состава: с 2010 года доля составов современного поколения повысилась с 13% до 75%, а средний возраст вагонов снизился в два раза – до 12 лет. По данным правительства Москвы, 94% пассажиров положительно оценивают работу столичного метрополитена. Кроме того, в последние годы улучшилось сообщение с близлежащими регионами. Новые рельсовые маршруты стали альтернативой личному автотранспорту для регулярно приезжающих в столицу жителей Подмосковья.
Экологически чистый транспорт
Чтобы сократить выбросы углекислого газа и сделать общественный транспорт более экологичным, Москва расширяет использование электробусов и речных судов на электротяге.
Электробусы курсируют в столице с 2018 года, а на сегодняшний день их парк – самый крупный в Европе и один из крупнейших в мире. Сейчас в Москве свыше 1700 электробусов, работающих на более чем 130 маршрутах. Большая часть из них приходится на марки «Камаз» и «Лиаз». С начала эксплуатации столичные электробусы перевезли уже более 400 млн пассажиров. В 2024 году Мосгортранс получил 51 электробус производства «Камаза», а к 2027 году ожидается поставка еще 1200 единиц. Благодаря электробусам выбросы углекислого газа в Москве с 2018 по 2023 год сократились на 130 тыс. тонн, что соответствует годовому объему выхлопов порядка 30 тыс. автомобилей. Для электрического транспорта в Москве существуют три зарядных парка с 13 ультрабыстрыми зарядками, способных одновременно обслуживать сразу 78 электробусов. А чтобы общественный транспорт не стоял в пробках, с 2010 года в столице организовано 462 км выделенных полос.
В июне 2023 года в Москве появился еще один вид городского общественного транспорта – речные трамваи на электротяге, которые курсируют по двум водным маршрутам и перевозят 1,5 млн пассажиров в год. Однако пока эти 50-местные суда с панорамным остеклением используются скорее для туристических прогулок. Тем не менее расширение парка электрических речных трамваев идет полным ходом: столичные власти заказали еще десять судов повышенной вместимости с увеличенной емкостью батарей. А в самой Москве строят верфь, которая будет способна производить до 50 электрических кораблей в год. Стоимость проекта оценивается в 600 млн евро. На верфи планируется организовать 500 рабочих мест. В то же время глава Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что электрические водные трамваи пока используются скорее для прогулок, а не как регулярный общественный транспорт. В качестве причин он называет отсутствие удобных пересадок на метро и высокую стоимость разового проезда.
Стратегия–2030: ставка на ИИ
Транспортная стратегия Москвы до 2030 года предусматривает модернизацию транспортной системы города с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Предполагается, что за этот период население Московской агломерации (Москва и область) вырастет с текущих 21,6 млн до 23 млн человек. К 2030 году планируется построить 48 новых станций метро и МЦД, а также расширить сеть наземного рельсового транспорта, чтобы повысить связность городов Центрального транспортного узла (Москва и соседние регионы).
Ключевой составляющей стратегии является более широкое использование искусственного интеллекта. Уже сейчас 100% станций метро, МЦК и «Аэроэкспресса» оснащены системой оплаты по биометрии. При помощи системы видеоаналитики на базе ИИ ведется мониторинг транспортных потоков в метро. Ожидается, что к 2030 году роль ИИ в транспортной системе столицы возрастет еще больше: более 85% перекрестков будут оборудованы видеодетекторами под управлением нейросетей, значительная часть трамвайного парка станет беспилотной, что на 27% снизит количество непунктуальных рейсов, а дорожную сеть оптимизируют с помощью умных светофоров.
Благодаря работе чат-бота «Александра» пассажиры уже сейчас могут без задержек получать ответы на свои вопросы в любое время суток. Несмотря на достигнутый прогресс, актуальной проблемой для транспортной отрасли остается нехватка кадров. Например, каждая новая станция метро приводит к росту штата сотрудников метрополитена на 150 человек
Общественный транспорт потеснил личный
По итогам 2023 года доля поездок на городском транспорте достигла 68% от всего пассажиропотока столицы, показав рост на 4 п. п. к уровню 2022 года. Это стало результатом развития метрополитена, строительства дорог, внедрения экологически чистого городского транспорта, каршеринга и цифровых технологий. Использование личного транспорта за тот же период сократилось на 5%.
Особое внимание в последние годы уделялось развитию метрополитена и созданию новых надземных маршрутов. За 15 лет в столице было открыто более 100 новых станций метро. Помимо развития традиционных видов транспорта, за прошедшее десятилетие в Москве появились новые способы передвижения. В 2013 году открылся городской велопрокат «Велобайк», а в 2018 году – прокат электросамокатов. Сейчас на самокатах и велосипедах совершается около 350 000 поездок в сутки. С 2015 года доступен сервис краткосрочной аренды автомобилей (каршеринг), который обеспечивает пассажиропоток на уровне 240 000 человек в сутки. Московский парк каршеринга – самый большой в мире, он включает более 40 000 автомобилей.
Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин в свою бытность заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики говорил, что на 1 рубль, вложенный в развитие транспортной инфраструктуры из бюджета, приходит 3 рубля внебюджетных инвестиций. В Москве и области в общей сложности проживает уже более 20 млн человек. С учетом продолжающегося роста численности населения перед мегаполисом стоит задача создания устойчивой и эффективной транспортной инфраструктуры. С 2011 года, когда мэром стал Сергей Собянин, в столице был реализован ряд масштабных программ по модернизации инфраструктуры, которые выводят Москву в лидеры в области градостроительства.
Сердце столицы – метро
Каркасом городского транспорта столицы является Московский метрополитен, ведущий свою историю еще с 1935 года. Сегодня московской подземкой ежедневно пользуются более 8,4 млн пассажиров. Например, метро Берлина перевозит всего 1,5 млн пассажиров в день. За последние 15 лет в столице было открыто более 100 новых станций метро, а их общее число достигло 271. К 2030-му планируется построить еще 40 станций метрополитена. Среди наиболее значимых проектов – строительство Рублево-Архангельской линии и станции «Достоевская» – первой на Кольцевой линии за 70 лет.
Одновременно со строительством новых линий происходит обновление подвижного состава: с 2010 года доля составов современного поколения повысилась с 13% до 75%, а средний возраст вагонов снизился в два раза – до 12 лет. По данным правительства Москвы, 94% пассажиров положительно оценивают работу столичного метрополитена. Кроме того, в последние годы улучшилось сообщение с близлежащими регионами. Новые рельсовые маршруты стали альтернативой личному автотранспорту для регулярно приезжающих в столицу жителей Подмосковья.

В 2024 открылось восемь новых станций метро, а к 2030-му планируется построить еще 40. В частности, продолжается проектирование Бирюлевской ветки, которая будет включать 10 станций, также идет строительство Рублево-Архангельской линии, первые станции которой планируется открыть к 2026 году. На восточном участке Арбатско-Покровской линии появится новая конечная станция - «Гольяново». Ее строительство планируется завершить в 2028 году. С особым нетерпением столичные жители ждут открытия станции «Достоевская» – первой на Кольцевой линии за 70 лет. Завершить работы планируется в 2030 году.

28 декабря 2024 года введены в эксплуатацию три новые станции Троицкой линии: «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская». Тем самым общее количество станций московской подземки увеличилось до 271, что значительно больше, чем в любом крупном городе России. Например, в Санкт-Петербурге 73 станции метро, в Нижнем Новгороде – 15.
По данным правительства Москвы, 94% пассажиров положительно оценивают работу столичного метрополитена. Для сравнения: работой электричек в Подмосковье довольны лишь 58% пассажиров.
По данным правительства Москвы, 94% пассажиров положительно оценивают работу столичного метрополитена. Для сравнения: работой электричек в Подмосковье довольны лишь 58% пассажиров.
