Аналитика

Немецкий бизнес оценил коалиционное соглашение ХДС/ХСС и СДПГ

Аналитика

На прошлой неделе консервативный блок ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) по итогам проведенных в феврале внеочередных выборов в бундестаг подписали коалиционное соглашение о формировании будущего правительства. В Торгово-промышленной палате Германии (DIHK) положительно оценили целый ряд программных установок соглашения, но одновременно высказали и критические замечания.

Президент DIHK Петер Адриан, комментируя итоги коалиционных переговоров, заявил, что рассчитывает на формирование «дееспособного правительства», которое совершит «смелый разворот в экономической политике». Германия должна «снова стать якорем стабильности», подчеркнул Адриан.
В то же время он отметил, что решающим критерием для оценки экономического курса будущего кабинета министров станут его «конкретные действия и практическая реализация намеченных мер». Такая формулировка может свидетельствовать о скептическом отношении представителей DIHK к результатам коалиционных переговоров.

По оценке Петера Адриана, коалиционное соглашение предусматривает целый ряд «правильных шагов», включая мероприятия по сокращению бюрократии, развитию инфраструктуры и повышению оперативности планирования. Он также положительно оценил намеченные мероприятия по снижению финансовой нагрузки на бизнес, связанной с расходами на электроэнергию, и по повышению гибкости в вопросе максимальной продолжительности рабочего дня.

Конкурентоспособность не в приоритете

В то же время в DIHK раскритиковали ряд ключевых положений коалиционного соглашения. В первую очередь представители немецкого бизнеса неудовлетворены тем, что соглашение не выносит на первый план задачу по укреплению немецкой экономики. Главный исполнительный директор DIHK Хелена Мельников заявила, что в документе отсутствует «четкий акцент» на повышении конкурентоспособности Германии как площадки ведения бизнеса. В частности, она выразила мнение, что 2028 год – это «слишком поздний» срок для того, чтобы начинать реформировать корпоративный налог, «особенно с учетом планируемого сохранения надбавки за солидарность».

Стремясь продемонстрировать оптимистический настрой, президент DIHK Адриан выразил надежду, что «реформаторский настрой» участников коалиции найдет свое дальнейшее развитие в конкретных действиях будущего правительства. Чтобы дать бизнесу «необходимый сигнал» о начале перемен, правительству еще до летних парламентских каникул необходимо наметить задачи будущего развития, подчеркнул Адриан. Среди таких задач он выделил сокращение бюрократии, облегчение инвестиций, снижение расходов на электроэнергию и ускорение разрешительных процедур и процедур планирования.

Упрощение выдачи виз кадрам

В Торгово-промышленной палате Германии подробно проанализировали коалиционное соглашение ХДС/ХСС и СДПГ и пришли к выводу, что в нем ставится «множество благих целей», но далеко не всегда уточняется, как конкретно их предполагается достигать. В частности, в документе «нечетко сформулировано» положение о «поддержке правопреемства предприятий». В нем говорится лишь о ремесленных предприятиях, но не упоминаются предприятия сферы промышленности, торговли и услуг.

В то же время в Торгово-промышленной палате Германии положительно оценивают планируемые шаги по упрощению выдачи виз научным работникам и студентам. По мнению DIHK, это поможет более полно задействовать потенциал квалифицированных кадров. Однако в DIHK сожалеют, что участники правительственной коалиции так и не решились снять ограничения по допуску иностранных работников к заёмному труду. В DIHK считает это «ошибкой», которая снизит доступность трудовых ресурсов, прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса.

Одновременно в DIHK осознают и последствия недостаточного контроля и структурированности миграционной политики. В этой связи DIHK приветствует принятие «Программы стартовых возможностей» для начальных школ. Программа направлена на снижение количества учеников начальных классов, не выполняющих минимальных стандартов по чтению, письму и счету. В DIHK также призывают распространить такой подход на учащихся средних школ и профессиональных училищ, чтобы сократить число молодых людей без среднего образования. DIHK также приветствует поддержку изучения немецкого языка в детских садах и введение обязательной проверки языковых навыков и уровня общего развития у всех детей в возрасте четырех лет.

В DIHK подчеркивают необходимость систематически оценивать уровень владения языком у воспитанников детских учреждений и по результатам таких проверок проводить обязательные мероприятия по развитию речевых навыков. Это обеспечит необходимый «уровень владения (немецким) языком для дальнейшего успешного обучения в школе, а также последующего получения высшего или профессионального образования».

Отмена закона о проверке цепочек поставок

DIHK поддерживает планы по внесению изменений в «Закон об энергосбережении и использовании возобновляемых источников энергии для отопления и охлаждения зданий», чтобы сделать документ «технологически более открытым, повысить его гибкость и удобство для пользователей». В то же время в DIHK считают, что планируемое продление действия механизма по ограничению стоимости арендного жилья еще на четыре года станет препятствием для осуществления необходимых инвестиций. В DIHK убеждены, что «в условиях напряженной ситуации на рынке жилья» повышение арендных ставок станет «важным инвестиционным сигналом». В DIHK называют «довольно запоздалыми» намеченные шаги по снижению налоговой нагрузки на бизнес, включая снижение корпоративного налога с 2028 года, и указывают, что по мировым меркам эта нагрузка достаточно высока.

Среди положительных моментов в DIHK выделяют отмену Закона о проверке цепочек поставок на предмет нарушений прав человека, который налагает на бизнес широкие обязательства по предоставлению отчетности. В DIHK указывают, что с отменой закона и обязательств по предоставлению отчетности нагрузка на бизнес «частично снизится». Еще одним позитивным сигналом станет «последовательная реализация» планов правительственной коалиции по сокращению бюрократических издержек бизнеса на 25%.

В тексте коалиционного соглашения участники будущего правительства Германии ставят задачу по «широкомасштабному расширению оптоволоконных сетей» в стране и обещают законодательно закрепить приоритетность развития сетей мобильной связи и оптоволокна. Данное положение отвечает чаяниям DIHK, но в недостаточной степени фокусируется на бизнесе, отмечают в Торгово-промышленной палате Германии. Там положительно расценивают положения коалиционного соглашения, касающиеся развития искусственного интеллекта, и призывают реализовать их с широким применением инноваций и без лишней бюрократии.

Гигафабрика и больше оборонной промышленности

ХДС/ХСС и СДПГ также договорились о том, что как минимум одна из пяти гигафабрик искусственного интеллекта, которые планируется создать в ЕС, будет расположена на территории Германии. Наиболее вероятным местом расположения фабрики считается территория Юлихского исследовательского центра под Кёльном, где сейчас создается один из мощнейших в Европе суперкомпьютеров под названием Jupiter. Также фабрику могут построить на территории Центра высокопроизводительных вычислений в Штутгарте, производительность которого значительно ниже, чем у Юлихского исследовательского центра. Предполагается, что европейские гигафабрики искусственного интеллекта будут создаваться на принципах государственно-частного партнерства. В DIHK такой формат взаимодействия приветствуют.

В DIHK считают важным, что в коалиционном соглашении подчеркивается роль средних оборонных предприятий Германии в контексте задач по созданию конкурентоспособной оборонной промышленности. DIHK также приветствует намерение участников правительственной коалиции ускорить выдачу экспортных разрешений для продукции военного назначения. Будет логичным и приравнять оборонную продукцию к другим товарам при их закупке и финансировании на внутреннем рынке ЕС, говорится в комментарии.

«Прагматичная политика в отношении Китая»

В ходе анализа коалиционного соглашения между ХДС/ХСС и СДПГ специалисты Торгово-промышленной палаты Германии увидели пробелы в области внешней и внешнеэкономической политики будущего правительства. В документе выражается приверженность европейской повестке, взаимодействию с соседними странами и повышению роли ЕС, однако в нем отсутствуют «конкретные шаги» по реализации этих намерений, указывают в DIHK. Там добавляют, что значительная часть вопросов европейской повестки затрагивается в тексте соглашения «лишь поверхностно», а значит их «придется прояснять в будущем».
В DIHK также не согласны с подходами будущего правительства Германии в отношении такого внешнеторгового партнера, как Китай. В коалиционном соглашении КНР рассматривается «главным образом как системный соперник», но такая оценка «слишком однобока», поскольку Китай «также является партнером и конкурентом», отмечают в DIHK. В то же время там положительно восприняли тот факт, что в коалиционном соглашении подтверждается приверженность «прагматичной политике в отношении Китая».

Тем самым в DIHK, по сути, констатируют отсутствие у будущего правительства Германии геополитической и геоэкономической стратегии. Нечеткость ряда положений коалиционного соглашения, и особенно неопределенность в отношении Китая, может затруднить для бизнеса процесс принятия решений.
Источники: DIHK 1, 2, Handelsblatt (все нем.)