Ежедневно в России строится 6,5 км новых автодорог. Об этом в прошлую среду сообщил глава Росавтодора Роман Новиков на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Новиков также рассказал, что с момента запуска национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019 году в нормативное состояние приведено 85% федеральных и 54,9% региональных дорог. За прошлый год на реализацию нацпроекта было направлено более 1 трлн рублей, что стало рекордным объемом инвестиций.
В период с 2019 по 2024 год в России в среднем вводилось 200–300 км скоростных дорог в год. В 2023-м был поставлен рекорд за всю новейшую историю страны – было введено более 800 км новых скоростных дорог. Это произошло в первую очередь за счет окончания строительства трассы М-12 «Восток» на 811-километровом участке Москва — Казань в декабре 2023 года. Открытие участка сократило время в пути между российской столицей и столицей Республики Татарстан до 6,5 часов. До конца текущего года планируется запустить в эксплуатацию участок магистрали М-12 от Казани до Екатеринбурга.
Еще один крупный проект – модернизация федеральной трассы М-4 «Дон». В рамках проекта, в который будет вложено более 100 млрд рублей, трассу планируется расширить с четырех до шести полос. Масштабные автодорожные проекты также реализуются в ряде российских мегаполисов и вокруг них. Речь, в частности, о реконструкции трасс М-3 «Украина» и М-1 «Беларусь», подготовке к строительству второй кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2) протяженностью 295 км, которое начнется после 2027 года, и нового западного участка Московского большого кольца (А-108). Согласно утвержденному правительством плану, в 2025–2030 годах из федерального бюджета планируется выделить 889,5 млрд рублей на строительство платных автомобильных дорог.
ГЧП и платные трассы
Финансирование автодорожного строительства в последнее время в растущих объемах обеспечивается за счет государственно-частных партнерств (ГЧП) и эксплуатации платных дорог. В прошлом году в России было заключено 215 соглашений государственно-частного партнерства и концессий. Практически все платные участки работают по модели Free-Flow («свободный поток»), предусматривающей безбарьерную систему взимания платы за счет распознавания номерных знаков. Система уже внедрена на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), трассах М-12 «Восток» и А-289. ЦКАД – практически полностью платная автомагистраль шириной от четырех до шести полос и протяженностью 530 км, которая проходит вокруг Москвы. Ее основное назначение – разгрузка федеральных дорог и МКАД путем перераспределения транзитного потока в обход столицы.
Кроме того, с 2015 года в стране работает государственная система «Платон» по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн. Собранные средства направляются на содержание автодорожной инфраструктуры. В 2024 году в Федеральный дорожный фонд от платы через «Платон» поступило 52,6 млрд рублей, а с момента запуска система обеспечила поступление свыше 300 млрд рублей.
В прошлом году трафик на скоростных платных автотрассах «Автодора» вырос на 33%, до 379 млн проездов. Наиболее заметный рост произошел на трассе М-12 «Восток» – в четыре раза по сравнению с 2023 годом. В июне 2025 года Банк России предложил снизить риск-веса при расчете нормативов достаточности капитала банками по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП), где заключены прямые концессионные соглашения, позволяющие перенести риски невозврата кредита на государство или регион. Эта мера дополнительно упростит кредитование проектов ГЧП и позволит еще больше увеличить долю частных инвестиций в предстоящих проектах общей стоимостью в несколько триллионов рублей.
Стоимость проезда по М-12 «Восток» составляет около 6 рублей за километр, а за все 811 км между Москвой и Казанью в будни придется заплатить 4825 рублей. Проезд по М-11 «Нева» и М-4 «Дон» обойдется в 5 рублей за километр, а по ЦКАД – в среднем всего в 3 рубля за километр. Грузовикам с учетом системы «Платон» придется заплатить за километр уже от 9 до 14 рублей в зависимости от количества осей, то есть проезд по всей протяженности трассы М-12 обойдется им примерно в 10 тыс. рублей.
В Берлине строят самую дорогую дорогу в Европе
Федеральная программа правительства Германии по строительству и содержанию транспортной инфраструктуры до 2030 года (Bundesverkehrswegeplan 2030) предусматривает создание в стране новых автомагистралей общей протяженностью 850 км до конца текущего десятилетия. Кроме того, планируется расширить 600 км существующих участков. На содержание и расширение федеральных автомагистралей за этот период будет выделено в общей сложности 133 млрд евро, из которых 69% пойдут на содержание дорог и 31% – на их расширение. Для достижения этой цели необходимо строить около 57 км новых дорог в год.
Реализуемая в настоящее время 16-я очередь строительства берлинского городского кольца А100 считается одним из самых дорогих автодорожных участков Европы: сооружение туннеля и эстакады общей протяженностью 3,2 км обойдется в 700 млн евро, или 218 тыс. евро за метр. Завершение строительных работ намечено на этот год. Следующая, 17-я очередь обойдется уже в 800 млн евро.