Аналитика

Рынок торговых центров в России

В фокусе

  1. Крупнейший ТЦ Европы – в Москве
  2. Трафик не растет
  3. Обеспеченность торговыми центрами в России и мире

За последние десять лет в России практически удвоилось число крупных торговых центров (ТЦ). Если в 2014 году по всей стране насчитывалось около 1000-1200 ТЦ площадью свыше 5000 кв. м каждый, то к началу 2025 года их количество превысило 2000. Наибольший прирост пришелся на 2019 год, а затем темпы строительства замедлились.

После 2020 года многие проекты были отложены или отменены. Общая площадь торговых центров России за десять лет увеличилась с 19 млн кв. м до 33 млн кв. м. Наиболее заметный рост произошел в регионах, на которые сейчас приходится около 19 млн кв. м торговых площадей, хотя еще десять лет назад лидировала Москва. На начало 2025 года общий объем торговых центров Москвы составил 7,7 млн кв. м. В 2024 году в региональных городах России появилось 28 новых торговых центров с общей арендопригодной площадью 324,6 тыс. кв. м, что на 32% больше, чем годом ранее. В текущем году темпы открытия замедлятся: в регионах ожидается появление 13 новых ТЦ общей площадью 254 тыс. кв. м.

Крупнейший ТЦ Европы – в Москве

В Москве, напротив, ожидается рекордный ввод торговых площадей. В 2025 году планируется открытие порядка 30 торговых центров, по большей части районного формата, общей площадью почти 400 тыс. кв. м, что станет максимальным показателем с 2017 года. Причина – в накопленном отложенном спросе: сроки открытия многих объектов переносились.

Крупнейший из новых объектов – ТРЦ Botanica Mall (28,5 тыс. кв. м), открывшийся на территории ТПУ «Ботанический сад». А самый большой торгово-развлекательный центр не только в Москве, но и в Европе – это «Авиапарк». Объект открылся в 2014 году, его арендопригодная площадь составляет около 230 тыс. кв. м. Другие крупные проекты, такие как построенная IKEA «Мега Белая Дача» (225 тыс. кв. м) и «Европолис Ростокино» (бывший «Золотой Вавилон Ростокино», 170 тыс. кв. м) стали олицетворением 2000-х, для которых было характерно строительство многофункциональных торгово-развлекательных центров, предлагающих широкие возможности не только для шопинга, но и для досуга.

Трафик не растет

Несмотря на продолжающийся ввод новых торговых площадей, ТЦ сталкиваются с растущими проблемами. Сегмент так и не смог полностью восстановиться после снижения оборотов во время пандемии, а международные санкции и отток западных арендаторов с 2022 года еще больше усугубили ситуацию. И хотя ряд освободившихся площадей заполнили российские компании и ритейлеры из «дружественных стран», посетительский трафик остается небольшим.

В 2024 году посещаемость торговых центров в целом по России снизилась в среднем на 2%. При этом если Москва показала плюс 2% год к году, то трафик в регионах упал на 3%. Доходы торговых центров за последний год номинально выросли на 12-15%, однако большая часть этого роста была «съедена» инфляцией, которая в 2024 году составила почти 10%. А кроме того, опережающими темпами росли расходы ТЦ, которые увеличились на 20-30%.

Несмотря на сокращение доли вакантных площадей до 5% в целом по России и до 6,4% в Москве, в Союзе торговых центров считают, что в следующие три года 10% ТЦ будет закрыто, переделано или снесено. Около четверти объектов находятся в зоне риска, в первую очередь это ТЦ старой концепции. Реагируя на происходящие изменения, операторы все чаще превращают торговые центры в развлекательные, предлагая посетителям такие формы досуга, как кинотеатр, фудкорт и даже цирковые аттракционы.

Обеспеченность торговыми центрами в России и мире

На одного жителя России сейчас в среднем приходится около 0,23 кв. м площадей торговых центров, что почти вдвое больше, чем в 2014-м, когда показатель составлял около 0,11 кв. м. В Германии на одного жителя приходится 0,20 кв. м торговых площадей, но там этот показатель не растет уже много лет. В Китае одного жителя приходится около 0,26 кв. м торговых площадей, а в США – 2,2 кв. м, что в десять раз превышает средний показатель по Европе.

В Германии всего около 500 торговых центров, их число остается неизменным уже нескольких лет. С 2015 по начало 2025 года было введено всего 48 новых объектов, т.е. в среднем вводилось менее пяти ТЦ в год. При этом в 2024 не открылось ни одного нового торгового центра, зато было модернизировано 11 существующих объектов, а еще 38 находились на реконструкции. Основное внимание в Германии уделяется поддержанию существующих ТЦ, а не строительству новых. Исключением стал крупный торгово-развлекательный центр Westfield Hamburg-Überseequartier площадью 80 тыс. кв. м, который открылся в апреле в Гамбурге. Он стал самым крупным новым торговым объектом на территории страны, введенным за последнее десятилетие. А самый большой торговый центр Германии – открывшийся в 1996 году Westfield Centro, который находится в Оберхаузене на западе страны. / Forbes, Shopandmall, РБК, РГ, EHI (нем.), Yahoo (англ.)

Вам понравился материал?

Ваше мнение помогает нам становиться лучше