Аналитика

Российский рынок табачной продукции

В фокусе

Уже в течение нескольких десятилетий российский рынок табачной продукции находится под контролем крупных транснациональных корпораций. И хотя мировые табачные гиганты в связи с геополитической напряженностью поставили развитие бизнеса в России на паузу, это пока никак не отражается на росте продаж табачных изделий.

На российском рынке сохраняют свое присутствие японская корпорация Japan Tobacco (он же JT Group, бренды: Winston, Camel, LD и др.) и американский концерн Philip Morris International (Marlboro, L&M, Parliament), которые входят в число крупнейших мировых производителей табака. Выручка Japan Tobacco в России по итогам прошлого года составила 480 млрд рублей, увеличившись на 11,4% по сравнению с 2023-м (432,6 млрд рублей). Об этом пишет русскоязычная версия журнала Forbes со ссылкой на данные системы СПАРК. В России у JT Group четыре производственные площадки, а доля компании на рынке, по данным Nielsen IQ, составляет 33–40%. В прошлогоднем рейтинге крупнейших по выручке иностранных компаний в РФ по версии Forbes JT Group заняла второе место.

Сразу за ней на третьем месте оказалась американская Philipp Moris International (Marlboro, L&M, Parliament), чья выручка по сравнению с 2023 годом увеличилась на 10% – с 400 млрд до 440,2 млрд рублей. В России у PMI работают фабрика в Ленинградской области и дистрибуторское подразделение «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» с филиалами в 100 городах страны. В 2020 году PMI занимала в рейтинге Forbes первое место с выручкой 359,5 млрд рублей.

Производство сигарет падает, а импорт растет

За 2024 год в России было выпущено 10,3 млрд пачек сигарет, что на 3% меньше, чем годом ранее (10,6 млрд), подсчитали аналитики BusinesStat. А за три последних года легальное производство табачной продукции в стране сократилось на 17% – в 2021 году объем выпуска составлял 12,5 млрд пачек. Сокращение производства табачной продукции эксперты связывают с уходом из страны британских табачных гигантов Imperial Brands (бренды Davidoff, Richmond, West) и British American Tobacco (Dunhill, Kent, Lucky Strike), которые весной 2022 года передали свой российский бизнес местному менеджменту. Еще одной причиной стала остановка инвестиций со стороны остающихся международных табачных компаний.

Главные экспортеры

Одновременно в прошлом году Россия заметно нарастила импорт сигарет. Только за первое полугодие показатель вырос на 35,1% к аналогичному периоду 2023-го и составил 215,5 млн упаковок. Основная часть поставок поступила из Белоруссии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Также большие объемы сигарет завозились из Японии. Примечательно, что в первом квартале 2023 года основным поставщиком сигарет и папирос в Россию была Германия: на ее долю пришелся 61% от всего импорта, который тогда составил 70 млн упаковок.

Предпосылкой к росту импорта сигарет стало увеличение спроса на премиальные изделия, говорят эксперты. Состоятельные потребители готовы платить на несколько тысяч рублей больше, чтобы насладиться более качественной продукцией. Например, популярностью пользуется продукция одной из старейших и крупнейших табачных фабрик Германии – Von Eiken (марки Chapman, Harvest, Pepe), объясняет главный редактор отраслевого агентства «Русский табак» Максим Королев. А из Южной Кореи в Россию ввозятся отдельные линейки сигарет Esse, которые находятся в том же ценовом диапазоне, но не выпускаются в российском производстве, говорит эксперт.

Регионы-лидеры по курению

В прошлом году россияне потратили на сигареты 1,4 трлн рублей, что на 19% превышает показатель 2023 года. Лидерство по потреблению табачной продукции второй год подряд сохраняет Дальний Восток. Наибольший объем продаж сигарет зафиксирован в Магаданской области, где на одну тысячу человек пришлось 120,9 тыс. пачек. Также в тройке лидеров Камчатка и Забайкальский край с показателем 115,7 тыс. и 108,7 тыс. пачек соответственно.

Рост расходов россиян на сигареты обусловлен в первую очередь обелением рынка, заявили в «Честном знаке». До введения системы цифровой маркировки доля нелегального оборота сигарет превышала 15%, к третьему кварталу 2024 года она снизилась до 10,8%. Определенную роль в росте потребительских расходов сыграло и повышение единой минимальной цены, которую государство устанавливает с 2021 года. В 2022 году минимальная стоимость пачки из 20 штук составляла 112 рублей, в 2023 году – 119 рублей, а в 2024 году – 135 рублей.

Ущерб для бизнеса и ВВП

По словам главы Минздрава Михаила Мурашко, с 2009 года доля курильщиков среди взрослого населения России старше 15 лет снизилась с 39,5% до 18,6%. В начале 2000-х, по его словам, курил практически каждый второй россиянин старше 15 лет. В Германии доля курильщиков также сокращается, но пока превышает российский показатель. По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сейчас в Германии курят примерно 23% населения. В 2000 году показатель составлял 31,5%. Во всем мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, курят свыше 1,3 млрд человек, или 22,3% населения планеты.

Табакокурение наносит вред не только здоровью. По оценкам Минздрава, перекуры сотрудников обходятся российским компаниям в 443 млрд рублей в год, поскольку снижают продуктивность. Об этом заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Министр также подчеркнул, что государство теряет 4% ВВП из-за ранней смертности трудоспособного населения, вызванной хроническими заболеваниями. В прошлом году эти потери составили порядка 8 трлн рублей. Сопоставимый ущерб курение наносит и экономике Германии. По оценкам специалистов, общие экономические потери, вызванные курением, достигают 97,2 млрд евро в год.
Quellen: Zdrav.Expert, Коммерсантъ 1, 2, Forbes 1, 2, Ведомости, РБК, Statista (нем.), DHS (нем.)