Аналитика

Рунет: 30 лет назад и сегодня

В фокусе

7 апреля русскоязычный интернет, более известный как Рунет, отметил свой 31-й день рождения. В этот день в 1994 году был зарегистрирован домен .ru и запущен первый сайт – каталог ссылок Russia on the Net. Это событие стало отправной точкой в истории российского интернета.

Три года спустя, в 1997 году, в России было зарегистрировано порядка 5 тыс. сайтов и количество пользователей насчитывало около 1 млн, оборот российской интернет-отрасли оценивался в 300 млн рублей. В 1997 году появился и сам термин «Рунет» благодаря блогеру Раффи Асланбекову, который использовал новое слово в одном из своих текстов, а с 2001 года «Рунет» также официально включен в Орфографический словарь русского языка. В 1997 году также начался активный рост Рунета: была основана компания-разработчик систем защиты от вирусов, «Лаборатория Касперского», запущена поисковая система «Яндекс».

В 2001 году появилась русскоязычная версия «Википедии». В 2006 году запустились социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте». В этом же году была создана Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). К 13-летию Рунета в 2007 году было зарегистрировано более 1 миллиона сайтов с доменом .RU, а количество пользователей достигло 13,5 миллионов. В 2011 году Россия, с 50,8 миллионами пользователей, обогнала Германию (50,1 миллиона) и стала крупнейшей страной по числу пользователей интернета в Европе.

Рунет сегодня
За три десятилетия Рунет заметно эволюционировал. Сегодня он занимает 4 место в мировом рейтинге страновых доменов после Китая, Германии и Великобритании. На 11 апреля 2025 года в доменных зонах .RU и .РФ зарегистрировано более 6,6 млн активных доменов, из них 3,2 млн – это работающие сайты. Интересно, что помимо доменов .RU и .РФ продолжает существовать и созданная для СССР доменная зона .SU. В ней зарегистрировано почти 112 тыс. доменов.

Согласно глобальному отчету Digital 2024 от Data Reportal, свыше 130 млн человек в России пользуются интернетом – это 90,4% населения. При этом ежедневная аудитория Рунета составляет 103 млн человек.

Самым посещаемым интернет-ресурсом в России является «Яндекс» – им регулярно пользуются 83% граждан страны. Такие данные приводит исследование Mediascope, опубликованное в конце 2024 года. Следующими в списке самых популярных российских интернет-ресурсов идут: социальная сеть ВКонтакте (74%), веб-сайт крупнейшего банка России Сбербанк (69%), интернет-портал Mail.ru (64%), блог-платформа Дзен (63%), маркетплейсы Wildberries (62%) и Ozon (61%), а также государственная информационная платформа Госуслуги (57%).

Экономика Рунета растет
Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), по итогам 2024 года экономика российского сегмента интернета вырастет на 40%, а ее общий объем достигнет 23,8 трлн рублей. Для сравнения: в 2023 году этот показатель составлял 17 трлн рублей, а в 2022 году – 12,2 трлн.

По предварительной оценке, доля интернет-экономики в ВВП России составит 12,5%. Основным драйвером роста остается сегмент электронной коммерции. Согласно актуальному исследованию E-commerce development in Russia от Yakov and Partners (бывшая McKinsey), объем рынка за последние пять лет увеличился в 7,5 раза – с 1,7 триллиона рублей до 12,6 триллиона рублей, что по текущему обменному курсу составляет около 130 миллиардов евро. Доля онлайн-торговли в общем объеме розничных продаж в период с 2019 по 2024 годы увеличилась с 5% до 23%.

В 2025 году РАЭК ожидает еще более значительный рост экономики Рунета, при этом не за счет электронной коммерции, а благодаря программному обеспечению и цифровому контенту, которые также могут быть экспортированы.

Самые дорогие компании Рунета
В 2024 году совокупная капитализация 30 крупнейших интернет-компаний России выросла с 49 до 53 млрд евро. С учетом девальвации рубля рост в рублевом эквиваленте составил почти 20%.

Первое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета от Forbes с заметным отрывом занимает IT-холдинг «Яндекс» – за год его стоимость увеличилась на 31%, достигнув 15,1 миллиардов евро. Второе и третье места занимают маркетплейсы. Ozon вышел на вторую строчку с капитализацией примерно 7,3 миллиардов евро, опередив Wildberries. После объединения Wildberries с RUSS стоимость компании снизилась с 6,8 евро до 6,2 миллиардов евро. На четвертом месте – сервис объявлений «Авито» с капитализацией 4,2 миллиардов евро.

Значительный вклад в общий рост стоимости интернет-компаний внесли разработчики программного обеспечения. Совокупная оценка этого сегмента за год увеличилась на 66%, достигнув 10,1 миллиардов евро. Лидером среди них стала компания Cloud.ru с капитализацией 2,1 миллиардов евро и заняла пятое место в общем рейтинге.

Источники: РАЕК, StatOnline, Forbes, Mediascope, ТАСС, РБК, Коммерсант, DataReportal (англ.), OpenProvider (англ.), Comscore (англ.), Yakov and Partners (англ.)