Аналитика

Холодный рекорд: производство мороженого в РФ обновило максимум

В фокусе

По итогам 2024 года выпуск мороженого в России увеличился на 16,5 % по сравнению с предыдущим годом и достиг исторического максимума в 600 тыс. тонн. По сравнению с 2020 годом, когда объем производства составлял 449,3 тыс. тонн, показатель вырос более чем на треть. Достижению прошлогоднего рекорда способствовали жаркое лето, рост реальных доходов населения и всплеск внутреннего туризма. Потребление холодного десерта в 2024 году также обновило максимум, достигнув 4,5 литра на душу населения. Однако за первое полугодие 2025 года натуральные продажи мороженого снизились на 6–11% год к году, пишет «Коммерсантъ». По сведениям издания, тенденция во многом связана с установившейся в первом полугодии непогодой.

В региональном разрезе по объемам производства лидирует Центральный федеральный округ (ЦФО), доля которого по итогам 2024 года превысила 30%. При этом максимальный рост выпуска зафиксирован в Южном федеральном округе – на 45%, в результате чего доля ЮФО достигла 18,1%. Доля Северо-Западного федерального округа (СЗФО), напротив, уменьшилась, что объясняется закрытием производственных площадок в Санкт-Петербурге. В целом на ЦФО, ПФО, СФО и ЮФО приходится 83% от общего объема производимого в России мороженого.

В топ-5 крупнейших производителей мороженого в России входят «Айсберри», «Ренна», «Арнест» (бывшая Unilever), Froneri и «Славица», на которых в общей сложности приходится 73% внутреннего рынка. Первое место по объемам выпуска занимает «Айсберри» с 71,4 тыс. тонн. Также в первую тройку входят «Ренна» с 55,2 тыс. тонн и «Арнест» с 40,6 тыс. тонн.

Лидерство пломбира и эксперименты со вкусами

Несмотря на расширяющийся ассортимент, россияне остаются консервативными в своих вкусовых предпочтениях. Безусловным фаворитом остается пломбир, доля которого в общей структуре внутреннего по итогам 2024 года составила 59%. А самыми популярными форматами остаются традиционные вафельные стаканчики и мороженое на палочке – на каждый из них приходится около трети всех продаж. Что касается вкусовых добавок, что порядка 70% потребителей предпочитают ваниль, шоколад и карамель.

В то же время молодежная аудитория демонстрирует открытость к новому гастрономическому опыту. Потребителям до 35 лет интересна более сложная и яркая по вкусу и цвету продукция, также успехом пользуются специальные тематические серии. Многие производители в этой связи начинают выпускать мороженое с необычными включениями, такими как звездочки из шоколада, специи или даже сыр. В основном такие продукты поступают на рынок ограниченными сериями и относятся к нишевому сегменту.

Средняя потребительская цена мороженого в России на конец 2024 года составила 810,32 рубля за килограмм, увеличившись более чем на 10% за год и почти вдвое по сравнению с 2020 годом.

Мода на корейское мороженое

С 2023 года на российском рынке стремительно набирает популярность мороженое из Южной Кореи. С июля 2023 года по июль 2024 года его продажи увеличились на 90%, что объясняются ростом популярности в России корейской поп-культуры и сериалов. Такие корейские бренды, как Melona и Mochi, привлекают покупателя новыми вкусами, яркой упаковкой, а также тем, что символизируют определенный стиль жизни. Несмотря на более высокую цену, которая может достигать 250 рублей за порцию, корейское мороженое закрепилось в премиальном сегменте городов. В ряде супермаркетов на него уже приходится треть всего ассортимента импортного мороженого.

На российском рынке по-прежнему присутствует мороженое из Италии, США и других стран, однако львиную долю ассортимента составляет отечественная продукция, тогда как на импорт приходится менее 10%.

В 2024 году экспорт российского мороженого составил около 15 тыс. тонн, увеличившись на 10% к уровню предыдущего года. Основными покупателями стали Казахстан, Китай и Монголия. Сильнее всего выросли поставки в Китай (+70%), где российское мороженое активно завоевывает премиальный сегмент.

Импульсное мороженое и рост СТМ

Помимо традиционных форматов, растет спрос на так называемое импульсное мороженое, которое можно употребить сразу после покупки. Эта тенденция усилилась после окончания пандемии, когда потребители начали переходить от домашних форматов в большой упаковке к спонтанному потреблению. Активнее всего растут продажи мороженого в стаканчике, батончиков в виде мороженого и мороженого на палочке. В рознице более 90% продаж приходится на традиционные магазины, в то же время киоски и ларьки теряют популярность – в первом полугодии их продажи упали на 24%.

Покупатели, стремящиеся к экономии, все чаще обращают внимание на собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров. За январь-июнь 2024 года СТМ показали самый высокий рост среди всех участников рынка – на 43,6%. Растет рыночная доля и сервисов онлайн-доставки, в первую очередь в премиальном сегменте. Средняя стоимость упаковки мороженого в несетевой рознице и киосках на сегодняшний день составляет около 70 рублей. Самое дорогое в стране мороженое – на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, где оно в среднем стоит 123 рублей за упаковку, а самое дешевое – в Чувашии и Удмуртии – 49 и 48 рублей соответственно.

Сравнение с Германией

Объем производства мороженого в Германии по итогам прошлого года составил 606,5 тыс. тонн или 7,9 литра на душу населения, что выше российских показателей (600 тыс. тонн или 4,5 литра на душу населения). Однако российский рынок развивается более динамично. Если в Германии выпуск мороженого в 2024 году снизился на 0,5% по сравнению с предыдущим годом, то объем производства в России показал рост год к году на 16,5%.

Источники: Foodmarket, Holodinfo, Коммерсантъ, Forbes, Lebensmittelpraxis (нем.)