В 2023 году совокупная выручка 20 ведущих российских ритейлеров выросла на 9,6% по сравнению с 2022 годом – с 7,3 трлн до 8 трлн рублей, свидетельствуют данные исследования, проведенного летом 2024 года агентством «INFOLine – Аналитика». При этом совокупная прибыль 20 крупнейших игроков розничного рынка достигла 173 млрд рублей, что на 27% больше, чем годом ранее. Несмотря на рост популярности онлайн-покупок, больше половины россиян продолжают регулярно приобретать продукты в офлайн-магазинах.
Возглавляет список самых прибыльных отечественных ритейлеров X5 Group, входящая в «Альфа-Групп» российско-израильского магната Михаила Фридмана и владеющая такими сетями, как «Пятерочка», «Перекрёсток» и «Чижик». За год X5 Group увеличила выручку на 20,6% – до 3,138 трлн рублей. Исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман заявил агентству Reuters, что к 2028 году группа намерена увеличить свою долю на рынке с нынешних 15% до 20%. Особенно активный рост демонстрирует созданная в 2020 году сеть дискаунтеров «Чижик», которая к 2028 году планирует увеличить оборот до 1 трлн рублей.
На втором месте «Магнит», чей оборот в 2023 году увеличился на 9% и достиг 2,5 трлн рублей. «Магнит» уделяет все больше внимания небольшим форматам, одновременно осваивая новые регионы России.
Третье место у Mercury Retail Group, в которую входят розничные сети «Красное & Белое» и «Бристоль». Оборот группы по итогам 2023 года увеличился на 20,4% – до 1,15 трлн рублей. Mercury Retail специализируется на продаже алкогольных напитков и развивает популярные в России дискаунт-форматы.
Четвертое место занимает «Лента», принадлежащая «Севергрупп» Алексея Мордашова. Выручка сети выросла на 14,6% – до 615 млрд рублей. Тем не менее, в 2023 году компания столкнулась со структурными проблемами и зафиксировала чистый убыток в 1,8 млрд рублей.
Еще одним крупным игроком является сеть жестких дискаунтеров «Светофор», которую контролирует семья Шнайдер. По итогам 2023 года оборот сети составил 399,6 млрд рублей. И хотя «Светофор» не вошел в список самых прибыльных ритейлеров по версии Forbes, компания демонстрировала стабильный рост, прежде всего в сельской местности.
Сеть «ВкусВилл», возглавляемая Андреем Кривенко, по итогам 2023 года продемонстрировала уверенный рост, нарастив выручку на 26,9% – до 259,8 млрд рублей. Компания специализируется на продаже органических продуктов и продуктов для здорового питания, которые пользуются особой популярностью среди городских жителей.
Сеть магазинов «О’кей», принадлежащая Дмитрию Коржеву и Дмитрию Троицкому, увеличила оборот на 2,8% – до 205,7 млрд рублей.
Одной из главных проблем российского розничного рынка остается дефицит кадров. Многие ритейлеры, включая лидера сегмента X5 Group, пытаются решить проблему кадрового голода за счет автоматизации и роботизации. Одновременно меняется и организация рабочего времени, все большее распространение получают гибкие модели неполной занятости.
Продажа Selgros
В декабре 2023 года «Известия» узнали о письме тогдашнего первого вице-премьера России Андрея Белоусова в адрес главы кабмина Михаила Мишустина, в котором говорилось о «рисках ухода с российского рынка» ряда европейских торговых сетей. Весной 2023 Россию уже покинула финская торговая сеть Prisma, которая развивала в стране 15 магазинов. Их приобрела отечественная X5 Group.
В пресс-службе правительства тогда заявили, что российский рынок – «достаточно перспективный для развития иностранных компаний, в связи с чем рисков их ухода не усматривается». В то же время в кабмине отметили, что «недружественные страны» продолжают вводить против РФ санкции, тем самым оказывая давление на работающие в стране иностранные компании.
В конце ноября 2024 года компания «Зельгрос Россия» объявила о продаже сети из десяти магазинов российскому 3PL-оператору «АРОСА-Логистика», который входит в пятерку крупнейших компаний сегмента HoReCa (Hotels, Restaurants, Catering). Два других немецких ритейлера – Metro и Globus, которые уже много лет работают в России, покидать российский рынок не планируют.
Разделение бизнеса Globus
Компания Globus, которая уже 19 лет управляет в России сетью собственных продуктовых гипермаркетов, к началу нового года выделила российский бизнес в отдельную компанию. С 1 января 2025 года все 20 российских гипермаркетов отделены от Globus Holding и ведут самостоятельную деятельность. Процедура получила одобрение со стороны российских властей. Сам Globus Holding намерен сосредоточится на бизнесе в Германии, Чехии и Люксембурге, полностью отказавшись от доли в российской сети гипермаркетов.
Магазины будут переведены в отдельную компанию, собственниками которой останутся владельцы Globus. «Это решение стало частью долгосрочного планирования учредителей Globus. Отделение бизнеса позволит обеим компаниям вести независимую деятельность на соответствующих рынках, обеспечивая оптимальное развитие бизнеса», – говорится в пресс-релизе компании.
Источники: Forbes, Коммерсантъ, Selgros 1, 2, Ведомости, ТАСС, Известия, Reuters (англ.)