Аналитика

Бюджету обновили параметры: выше госдолг и налоги, ниже темпы роста

2025-10-01 16:48
Аналитика

«Дыра» в бюджете превысит 5,7 трлн рублей

Дефицит федерального бюджета России по итогам 2025 года значительно превысит показатель, заложенный Минфином весной. В соответствии с представленными в конце сентября обновленными параметрами дефицит составит 5,74 трлн рублей, или 2,6% ВВП. Это на 1,9 трлн рублей больше весенней оценки, в соответствии с которой дефицит ожидался в размере 3,79 трлн рублей, или 1,7% ВВП. Причиной пересмотра стал не рост расходов, а снижение доходов. Общий объем расходов бюджета в текущем году сохраняется на уровне 42,3 трлн рублей, однако оценка доходов снизилась почти на 2 трлн рублей – с 38,5 трлн до 36,56 трлн рублей.
Наиболее заметное снижение произошло в части поступлений НДС – на 1,19 трлн рублей, до 14,52 трлн рублей. В то же время нефтегазовые доходы ожидаются в размере 8,65 трлн рублей (это почти 4% ВВП и 24% от общего объема доходов бюджета), что немного больше ранее прогнозировавшегося значения. Ненефтегазовые доходы сокращены на 2,28 трлн, до 27,9 трлн рублей, или 12,8% ВВП.

Источником финансирования дефицита бюджета в основном будут служить заимствования на внутреннем рынке. Ожидается, что объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) к концу 2025 года увеличится на 880 млрд рублей и составит 13,64 трлн рублей (6,3% ВВП). Такой рост произойдет преимущественно за счет поступлений нефтегазовых доходов. Объем госдолга в 2025 года вырастет на 2 трлн, до 38,55 трлн рублей, однако его уровень по отношению к ВВП останется относительно невысоким, составив менее 20%.

Частное потребление в России, которое в 2023–2024 годах стимулировалось за счет высоких зарплат, инвестиций и государственных соцрасходов, в текущем году заметно снизится. Минфин ожидает, что реальные зарплаты по итогам 2025 года вырастут всего на 3,4%, что вдвое меньше показателя, прогнозировавшегося весной (6,8%). Рост частного потребления составит 3,8% вместо ожидавшихся ранее 6,2%, а в 2026 году замедлится до 2,1%.

Как обновленный бюджет оценили в РФ и за рубежом

Представляя проект бюджета, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что правительство сохраняет приверженность принципам реалистичного и консервативного планирования. Несмотря на возросший дефицит, ситуация с долговой нагрузкой остается устойчивой, гарантируется исполнение социальных обязательств, обеспечиваются расходы на инфраструктуру и оборону, отметил он.

В Минэкономразвития рассчитывают на возобновление роста бюджетных доходов с 2026 года, чему в первую очередь должно будет способствовать повышение НДС. В то же время аналитики «Альфа-банка» указывают на то, что увеличение госрасходов при сохранении высокого дефицита бюджета могут подстегнуть инфляцию. В их сентябрьском отчете отмечается, что, несмотря на попытки Минфина контролировать расходы, структурный дефицит бюджета остается высоким, составляя 5,7 трлн рублей.

В то же время председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает проект бюджета «дезинфляционным». Хотя повышение НДС и вызовет временную реакцию цен, перспектива снижения дефицита в целом укрепит уверенность в стабильности рубля, заявила Набиуллина на Международном банковском форуме в Сочи. По ее словам, сбалансированный бюджет для уровня процентных ставок, инвестиций и кредитования лучше, чем наращивание госдолга.
Проект российского бюджета прокомментировали и зарубежные аналитики. По оценке британского информагентства Reuters, обнародованные параметры указывают на то, что Москва уделяет приоритетное внимание расходам, в первую очередь в сфере обороны и безопасности. В то же время сокращение использования средств ФНБ свидетельствует о намерении сохранить долгосрочные резервы.

По мнению экспертов Института переходных экономик Центробанка Финляндии (BOFIT), в среднесрочной перспективе федеральный бюджет России останется дефицитным. Они отмечают, что Минфин до 2028 года планирует ежегодно увеличивать расходы, в то время как рост доходов будет оставаться умеренным. В BOFIT подчеркивают, что возможности бюджета по увеличению социальных трат ограничены, поскольку основное внимание уделяется обороне и инфраструктуре. В целом, финские эксперты расценивает бюджетную политику России как «экспансионистскую, но контролируемую», а ее основу, по их мнению, составляют высокие цены на нефть и газ и внутренние заимствования. Согласно опубликованным параметрам, федеральный бюджет РФ вновь станет сбалансированным не ранее 2028 года.

Параметры на 2026 год: охлаждение после роста

В 2026 году доходы бюджета, согласно расчетам правительства, составят 40,28 трлн рублей, а расходы – 44,07 трлн рублей. Соответственно, дефицит планируется на уровне 3,79 трлн рублей, или 1,6% ВВП.

Проект бюджета на 2026 год предполагает, что в следующем году ВВП России вырастет на 1,3%, а инфляция снизится до 4%, при этом предполагается, что ценовой импульс из-за повышения ставки НДС даст временный, разовый эффект. Рост реальных заработных плат в 2026 году прогнозируется на уровне 2,4%, а реальных денежных доходов населения – на уровне 2,1%. Это гораздо более сдержанная динамика по сравнению с периодом 2023–2024 годов.

РФ планирует сократить оборонные расходы

Российские траты на оборону в 2025 году достигнут 13,5 трлн рублей, что станет рекордным показателем со времен распада СССР. Однако в 2026 году правительство планирует снизить оборонные расходы на 0,5 трлн, до 13 трлн рублей, следует из законопроекта о федеральном бюджете на 2026 год, внесенного на рассмотрение Госдумы. И хотя такое сокращение является весьма умеренным, оно сигнализирует о переходе от масштабного наращивания расходов к их стабилизации на высоком уровне.

Согласно обнародованным параметрам бюджета, расходы на «национальную оборону» в 2026 году составят около 7% ВВП, а общие траты на оборону, национальную безопасность и поддержание общественного порядка (полиция, спецслужбы, МЧС) составят 16,8 трлн рублей. Таким образом, совокупная доля этих статей в общих расходах бюджета 2026 года хоть и снизится по сравнению с рекордным показателем текущего года (41%), но останется высокой, составив около 38%

Часть трат находится в закрытой части бюджета. По данным агентства Reuters, засекречено около 84% оборонных расходов, что делает невозможным их детальный анализ в части структуры и целевого назначения. Источники агентства в комитете Госдумы по бюджету подчеркивают, что фактические расходы на оборону при необходимости могут быть «увеличены в любой момент». По их словам, если того потребует ситуация, Минфин сможет выделить дополнительные средства. Несмотря на планируемое сокращение, оборонные расходы и в 2026 году останутся крупнейшей расходной статьей российского бюджета.

Повышение НДС и ожидаемые последствия

Анонсированное повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с текущих 20% до 22% с 1 января 2026 года станет главным событием налоговой политики нового бюджетного цикла. Ожидается, что повышение НДС дополнительно принесет в бюджет около 1,3 трлн рублей, что эквивалентно 0,6% ВВП. Льготная ставка НДС в размере 10% продолжит действовать в отношении социально значимых товаров, таких как основные продукты питания, лекарственные средства, детские товары и корма для животных. В последний раз НДС в России повышался в 2019 году – с 18% до 20%. После повышения до 22% в 2026 году Россия войдет в число стран с самой высокой ставкой НДС в Европе. Аналогичная ставка действует в Италии, Словении и Эстонии, а выше она только в Венгрии (27%) и скандинавских странах (25–25,5%).
Минфин мотивирует повышение НДС стремлением уже в 2026 году сократить дефицит бюджета и расширить его доходную базу. По оценкам АКРА, одного из ведущих российских рейтинговых агентств в сфере государственных и корпоративных облигаций, налоговая реформа может увеличить доходы бюджета на 0,5–0,6% ВВП. Однако в краткосрочной перспективе экономисты ожидают от этого шага инфляционного импульса: в 2019 году повышение НДС уже привело к росту цен примерно на 0,6%. На этот раз разовый вклад повышения НДС в инфляцию может составить 1%, считают аналитики.

По мнению главы Минэкономразвития Максима Решетникова, эффект от повышения НДС проявится в основном в четвертом квартале 2025 года и первом квартале 2026 года, а затем он пойдет на спад. Такую оценку разделяют и в Центробанке. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина назвала проект бюджета «дезинфляционным», отметив, что хотя повышение НДС и вызовет краткосрочный эффект, в долгосрочной перспективе оно будет способствовать бюджетной стабильности и снижению процентных ставок.

Глава «Опоры России» Александр Калинин назвал повышение ставки НДС «тяжелым» решением, но отметил, что «понимает логику» правительства на фоне выросшего дефицита бюджета. Его заместитель Дмитрий Пищальников считает, что большинство предприятий заложат повышение НДС в свои цены, что приведет к сдерживанию спроса.

Различия в структуре бюджетных расходов в РФ и Германии

В пересчете на европейскую валюту расходы федерального бюджета РФ в текущем году составят 430 млрд евро, а в следующем – 450 млрд евро. Расходы федерального бюджета Германии запланированы на уровне 502,5 млрд евро в этом и на уровне 520 млрд евро в следующем году. При этом в России уровень расходов к ВВП составляет около 18%, а в Германии этот показатель заметно ниже – 12–13%.
Существенные различия наблюдаются и в структуре расходов двух стран. Если в России на оборону и безопасность тратится около 30–40% всех бюджетных расходов, то в Германии оборонные траты в 2025 году составят 62–65 млрд евро, или 12% всех расходов бюджета. Т. е. в России доля оборонных расходов более чем вдвое выше, чем в Германии. С социальными расходами ситуация обратная: в российском бюджете траты на социальную сферу в 2025 году запланированы на уровне 6,9 трлн рублей (около 72 млрд евро), что составляет 16–17% от совокупных расходов бюджета, тогда как Германия в том же году выделит на пенсии, поддержку семей и соцзащиту около 180 млрд евро, или 37% расходов федерального бюджета.

Объем заимствований для покрытия бюджетного дефицита и в России, в Германии относительно невелик, а их доля в ВВП сопоставима. В России дефицит бюджета запланирован на уровне 2,6% ВВП в 2025-м и на уровне 1,6% ВВП в 2026 году. Дефицит немецкого бюджета, как ожидается, составит 1,8% ВВП в текущем и 2,0% ВВП в следующем году. Однако в абсолютном выражении немецкий показатель все-таки выше и составляет 82–90 млрд евро.

Источники: РБК, Ведомости, Finmarket, Ostwirtschaft (нем.), Bundestag (нем.), Reuters (англ.)