РФ опередила Германию по росту ВВП
С момента введения санкций в 2022 году экономический рост в России был примерно на семь процентных пунктов выше, чем в Германии. Если в Германии в период с 2022 по 2024 год наблюдалась стагнация, то ВВП России за тот же период заметно подрос. ВВП Германии в 2022 году прибавил 1,9%, а в 2023–2024 годах снизился соответственно на 0,9% и 0,5%. ВВП России в 2022 году показал снижение на 1,2%, а затем вырос на 4,1% в 2023-м и на 4,3% в 2024 году.
Российско-Германская внешнеторговая палата отслеживает самочувствие немецкого бизнеса в России при помощи регулярных опросов по деловому климату. В последнем таком опросе, состоявшемся летом этого года, приняли участие около трети входящих в ВТП компаний, что стало рекордом за всю историю проведения подобных исследований. В ходе опроса 41% компаний выразили мнение, что санкции серьезно отразились на российской экономике, а 12% – что очень серьезно. При этом 40% назвали ущерб от санкций небольшим, еще 5% – совсем небольшим, а 2% заявили, что вообще не ощущают влияния санкций. Таким образом, большинство респондентов видят негативное воздействие санкций на российскую экономику, но почти половина считают этот ущерб незначительным.
50% немецких компаний, чей бизнес ведется непосредственно в России или связан с Россией, считают, что санкции вредят Германии больше, чем России, еще 45% убеждены, что введенные ограничения в равной степени вредят обеим странам, и лишь 5% полагают, что потери России больше, чем Германии.
Такие результаты вполне согласуются с макроэкономическими показателями. Так, за период с 2022 года ВВП России существенно вырос, а в экономике Германии наблюдалась стагнация. По мнению опрошенных компаний, санкции работают, но их негативные экономические последствия ощущаются не только в России, но в значительной степени также и в Германии.
50% немецких компаний, чей бизнес ведется непосредственно в России или связан с Россией, считают, что санкции вредят Германии больше, чем России, еще 45% убеждены, что введенные ограничения в равной степени вредят обеим странам, и лишь 5% полагают, что потери России больше, чем Германии.
Такие результаты вполне согласуются с макроэкономическими показателями. Так, за период с 2022 года ВВП России существенно вырос, а в экономике Германии наблюдалась стагнация. По мнению опрошенных компаний, санкции работают, но их негативные экономические последствия ощущаются не только в России, но в значительной степени также и в Германии.
Рост вопреки санкциям: бум ВПК и предельная загрузка мощностей
С февраля 2022 года Евросоюз принял в общей сложности 18 пакетов санкций, которые затронули практически все отрасли российской экономики – от банковского сектора и экспорта энергоносителей до доступа к технологиям и международной торговли. По числу введенных против нее ограничений (более 20 тыс.) РФ на сегодняшний день занимает первое место в мире.
При этом единого мнения об эффективности санкций не существует. Сторонники ограничений считают, что рост транзакционных издержек, недостаточный доступ к технологиям и падение нефтегазовых доходов проявят себя в долгосрочной перспективе. В то же время противники санкций отмечают, что благодаря стратегиям по обходу введенных ограничений, переориентации торговых потоков в Азию и другие страны Глобального Юга, а также росту собственной экономики Россия по крайней мере на текущий момент оказалась гораздо более устойчивой, чем ожидалось. О неоднозначности последствий введения санкций говорят и международные экономисты.
Если по итогам 2022 года ВВП России снизился на 1,2% (IIF), то в 2023–2024 годах темпы его роста превысили 4%. Однако этот экономический подъем во многом стал результатом действия таких особых факторов, как увеличение военных расходов, расширение оборонного сектора и продолжение поставок энергоносителей за рубеж, в первую очередь в Китай и Индию, считает латвийский экономист, сотрудник Института мировой экономики Петерсона (Вашингтон) Элина Рыбакова.
«Рост российской экономики в первую очередь был обусловлен увеличением производства в отраслях, связанных с обороной. Кроме того, многие предприятия военно-промышленного комплекса получают субсидии на погашение процентных ставок», – заявила Рыбакова в подкасте британского делового издания Financial Times. Однако к концу 2024 года и в этом секторе появились признаки охлаждения, которое стало следствием высокого уровня процентных ставок, дефицита рабочей силы и нехватки инвестиционных средств.
Параллельно ухудшались и макроэкономические условия. В связи с исчерпанием производственных мощностей заметно выросла инфляция. Покинувший Россию бывший замначальника аналитического управления ФНС РФ Дмитрий Некрасов в интервью французской газете Le Monde сообщил, что загрузка производственных мощностей на российских предприятиях в 2023–2024 годах увеличилась почти на 20%. По его словам, это тот предел, за которым дальнейший рост практически невозможен. «На тех фабриках и заводах, где раньше работали по 40 часов в неделю, теперь работают по 50 часов, а в оборонном секторе – более 100 часов», – отметил экономист.
«Рост российской экономики в первую очередь был обусловлен увеличением производства в отраслях, связанных с обороной. Кроме того, многие предприятия военно-промышленного комплекса получают субсидии на погашение процентных ставок», – заявила Рыбакова в подкасте британского делового издания Financial Times. Однако к концу 2024 года и в этом секторе появились признаки охлаждения, которое стало следствием высокого уровня процентных ставок, дефицита рабочей силы и нехватки инвестиционных средств.
Параллельно ухудшались и макроэкономические условия. В связи с исчерпанием производственных мощностей заметно выросла инфляция. Покинувший Россию бывший замначальника аналитического управления ФНС РФ Дмитрий Некрасов в интервью французской газете Le Monde сообщил, что загрузка производственных мощностей на российских предприятиях в 2023–2024 годах увеличилась почти на 20%. По его словам, это тот предел, за которым дальнейший рост практически невозможен. «На тех фабриках и заводах, где раньше работали по 40 часов в неделю, теперь работают по 50 часов, а в оборонном секторе – более 100 часов», – отметил экономист.
В этой связи многие экономисты в 2025–2026 годах ожидают значительного замедления роста российской экономики. По оценке Некрасова, динамика ВВП составит менее 1%. В правительстве РФ прогнозируют рост на уровне 1-2%, что также значительно ниже показателей двух последних лет.
Недооцененная адаптивность: почему влияние санкций оказалось меньше ожидаемого
«Есть ряд постулатов касательно эффективности санкций, которые известны давно, но наблюдатели и правительства европейских стран их попросту игнорируют», – заявил в подкасте ВТП Zaren. Daten. Fakten. экономист Свободного университета Берлина Александр Либман. «Во-первых, санкции максимально эффективны тогда, когда их одновременно вводят все основные торговые партнеры. Однако (в случае с Россией – прим. ред.) этого не произошло, поскольку Китай, Индия и страны Глобального Юга к санкциям не присоединились. Во-вторых, влияние санкций на такие крупные страны, как Россия, если и проявляется, то в долгосрочной перспективе. В-третьих, была недооценена способность рыночных экономик к адаптации. Россия – это работающая рыночная экономика, и она проявила огромную адаптивность и креативность», – пояснил Либман.
Схожую точку зрения в подкасте ВТП выразил и эксперт по санкциям из Немецкого института глобальных и региональных исследований (Гамбург) Кристиан фон Зоест. Он считает, что хотя санкции и являются для России бременем, они не способны серьезно ослабить российское правительство. Россия разработала хитроумные стратегии по обходу санкций в отношении нефтеэкспорта, а в плане импорта технологий все больше зависит от Китая, заявил эксперт.
Элина Рыбакова добавляет, что хотя санкции и подрывают потенциал роста российской экономики, они не ввергнут ее в глубокую рецессию. Из результатов исследования, проведенного Рыбаковой совместно с Олегом Ицхоки (Гарвардский университет), следует, что эффект от санкций оказался «смешанным». Весной 2023 года Рыбакова в одной из публикаций Института мировой экономики Петерсона уже отмечала, что санкции не только снизили потенциал роста, но и способствуют замедлению российской экономики, поскольку России стало значительно дороже и сложнее получать необходимые комплектующие.
В аннотации ее совместного исследования с Олегом Ицхоки, опубликованного в сентябре 2024 года, говорится: «Несмотря на беспрецедентный объем и масштаб санкций, их влияние на российскую экономику оказалось неоднозначным, а официальная российская статистика говорит лишь о незначительном снижении».
Либман рассказал и о других «уроках» этого «санкционного эксперимента»: «Один урок в том, что позиции Запада в сфере промежуточной продукции ослабли, а Китая – значительно окрепли. Наивно полагать, что Запад в любом случае одержит победу. Другой вывод в том, что российская экономическая бюрократия вопреки ожиданиям многих вполне способна принимать разумные решения».
Схожую точку зрения в подкасте ВТП выразил и эксперт по санкциям из Немецкого института глобальных и региональных исследований (Гамбург) Кристиан фон Зоест. Он считает, что хотя санкции и являются для России бременем, они не способны серьезно ослабить российское правительство. Россия разработала хитроумные стратегии по обходу санкций в отношении нефтеэкспорта, а в плане импорта технологий все больше зависит от Китая, заявил эксперт.
Элина Рыбакова добавляет, что хотя санкции и подрывают потенциал роста российской экономики, они не ввергнут ее в глубокую рецессию. Из результатов исследования, проведенного Рыбаковой совместно с Олегом Ицхоки (Гарвардский университет), следует, что эффект от санкций оказался «смешанным». Весной 2023 года Рыбакова в одной из публикаций Института мировой экономики Петерсона уже отмечала, что санкции не только снизили потенциал роста, но и способствуют замедлению российской экономики, поскольку России стало значительно дороже и сложнее получать необходимые комплектующие.
В аннотации ее совместного исследования с Олегом Ицхоки, опубликованного в сентябре 2024 года, говорится: «Несмотря на беспрецедентный объем и масштаб санкций, их влияние на российскую экономику оказалось неоднозначным, а официальная российская статистика говорит лишь о незначительном снижении».
Либман рассказал и о других «уроках» этого «санкционного эксперимента»: «Один урок в том, что позиции Запада в сфере промежуточной продукции ослабли, а Китая – значительно окрепли. Наивно полагать, что Запад в любом случае одержит победу. Другой вывод в том, что российская экономическая бюрократия вопреки ожиданиям многих вполне способна принимать разумные решения».
Роль торговли с Китаем и Индией
После 2022 года ключевыми торговыми партнерами России стали Китай и Индия. Согласно последним данным, в мае–июле 2025 года на них в общей сложности пришлось около 85% российского экспорта сырой нефти, в том числе 47% – на Китай и 38% – на Индию. В июле 2025 года только импорт углеводородов в Индию составил около 3,5 млрд евро, причем около 78% из этой суммы пришлось на сырую нефть.
Крупнейшая индийская нефтяная компания Reliance Industries в настоящее время покрывает около 50% своих потребностей в сырой нефти за счет поставок из России, тогда как до 2022 года этот показатель составлял около 3%, сообщал катарский телеканал Al Jazeera. А доля России в общем импорте сырой нефти в Индию достигла 36%. РФ, в свою очередь, с начала 2023 года стала крупнейшим поставщиком этого сырья в Индию, опередив Саудовскую Аравию и Ирак.
Товарооборот между Россией и Китаем за последние три года вырос более чем на 30% и в 2024 году приблизился к отметке 250 млрд долларов. По данным Рыбаковой, обход Россией экспортного контроля почти в 90% случаев происходит через КНР. Комментируя угрозы президента США обложить покупателей российского сырья дополнительными пошлинами, Александр Либман заявил, что Китай они «не впечатлили». «Руководство КНР убеждено, что крупного экономического конфликта с США в любом случае не избежать. Поэтому оно не готово жертвовать своими выгодными отношениями с Россией ради частичного улучшения отношений с США», – отметил Либман.
Более того, именно Китай своими низкими ценами на автомобили и другие потребительские товары внес значительный вклад в переход российской экономики к военному кейнсианству. «Если россияне могут покупать дешевые автомобили из Китая, у российских автопроизводителей появляется возможность ремонтировать военную технику», – заявила Рыбакова в подкасте FT.
Стратегическое решение Индии продолжить закупки российской нефти, несмотря на повышение пошлин США (до 50%) на индийские товары, подчеркивает ее упорство. По мнению наблюдателей, Индия продолжит придерживаться такой энергетической политики, несмотря на то, что индийский экспорт в США из-за введенных тарифов в 2025 году может сократиться на 40%, что создаст щекотливую ситуацию с политической точки зрения.
Крупнейшая индийская нефтяная компания Reliance Industries в настоящее время покрывает около 50% своих потребностей в сырой нефти за счет поставок из России, тогда как до 2022 года этот показатель составлял около 3%, сообщал катарский телеканал Al Jazeera. А доля России в общем импорте сырой нефти в Индию достигла 36%. РФ, в свою очередь, с начала 2023 года стала крупнейшим поставщиком этого сырья в Индию, опередив Саудовскую Аравию и Ирак.
Товарооборот между Россией и Китаем за последние три года вырос более чем на 30% и в 2024 году приблизился к отметке 250 млрд долларов. По данным Рыбаковой, обход Россией экспортного контроля почти в 90% случаев происходит через КНР. Комментируя угрозы президента США обложить покупателей российского сырья дополнительными пошлинами, Александр Либман заявил, что Китай они «не впечатлили». «Руководство КНР убеждено, что крупного экономического конфликта с США в любом случае не избежать. Поэтому оно не готово жертвовать своими выгодными отношениями с Россией ради частичного улучшения отношений с США», – отметил Либман.
Более того, именно Китай своими низкими ценами на автомобили и другие потребительские товары внес значительный вклад в переход российской экономики к военному кейнсианству. «Если россияне могут покупать дешевые автомобили из Китая, у российских автопроизводителей появляется возможность ремонтировать военную технику», – заявила Рыбакова в подкасте FT.
Стратегическое решение Индии продолжить закупки российской нефти, несмотря на повышение пошлин США (до 50%) на индийские товары, подчеркивает ее упорство. По мнению наблюдателей, Индия продолжит придерживаться такой энергетической политики, несмотря на то, что индийский экспорт в США из-за введенных тарифов в 2025 году может сократиться на 40%, что создаст щекотливую ситуацию с политической точки зрения.
Теневой флот, ценовой потолок и пути обхода
Центральным элементом западных санкций является ценовой потолок на российскую нефть, который после вступления в силу 18-го пакета санкций ЕС установлен на уровне около 47,60 долларов за баррель. Однако его эффективность вызывает у экспертов сомнения. «Эта мера не работает», – заявил Некрасов газете Le Monde. Он сравнил ценовой потолок на российскую нефть с введением ограничения скорости на дороге без какого-либо контроля.
Ему вторит Александр Либман: «Вторичные санкции – это инструмент, с помощью которого США могут многого добиться, поскольку есть много стран, которые боятся лишиться доступа к американской финансовой системе. Но если использовать вторичные санкции против стран, торгующих с такой крупной и привлекательной экономикой, как Россия, то их эффективность снижается. Такие страны, как Индия, несмотря на угрозы, в итоге предпочтут продолжать торговлю с Россией, поскольку российское сырье для них слишком привлекательно».
По оценке Института международных финансов (IFF), вторичные санкции США в случае их реализации могут привести к отрицательному сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ. Без введения таких санкций у России в 2025/26 финансовом году будет значительный профицит счета текущих операций.
Ему вторит Александр Либман: «Вторичные санкции – это инструмент, с помощью которого США могут многого добиться, поскольку есть много стран, которые боятся лишиться доступа к американской финансовой системе. Но если использовать вторичные санкции против стран, торгующих с такой крупной и привлекательной экономикой, как Россия, то их эффективность снижается. Такие страны, как Индия, несмотря на угрозы, в итоге предпочтут продолжать торговлю с Россией, поскольку российское сырье для них слишком привлекательно».
По оценке Института международных финансов (IFF), вторичные санкции США в случае их реализации могут привести к отрицательному сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ. Без введения таких санкций у России в 2025/26 финансовом году будет значительный профицит счета текущих операций.
Исчерпание резервов и рост рисков
На момент вступления в санкционный цикл в 2022 году у России была значительная «подушка безопасности», в том числе международные резервы в размере около 600 млрд долларов, низкий уровень бюджетного дефицита и госдолга, а также устойчивый профицит текущего счета, пишут аналитики немецкого делового издания IntelliNews со ссылкой на результаты исследования Института международных финансов (IIF). По их оценке, эти факторы значительно смягчили первый шок, однако за прошедшее с тех пор время эти резервы в значительной степени были использованы. «Сокращение профицита и сужение фискального пространства свидетельствуют о том, что нынешний период стал самой серьезной проверкой способности России абсорбировать шоки с 2022 года», – считают экономисты IIF Марчелло Эштеван и Гарбис Ирадиан.
Это напрямую отражается на состоянии счета текущих операций платежного баланса РФ, профицит которого в июне 2025 года, по данным ЦБ, составил 0,7 млрд долларов против 2,8 млрд долларов в мае. Во втором квартале 2025 года профицит счета текущих операций платежного баланса, по данным ЦБ, также серьезно снизился год к году, что было обусловлено сокращением экспорта и ростом импорта.
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) России, средства которого используются для поддержки бюджета и рыночных интервенций, сокращается уже несколько лет подряд. По данным Минфина РФ, ликвидная часть ФНБ на 1 августа 2025 года составила 48,3 млрд долларов (1,8% ВВП, прогнозируемого на 2025 год) против 52,6 млрд долларов на 1 июля.
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) России, средства которого используются для поддержки бюджета и рыночных интервенций, сокращается уже несколько лет подряд. По данным Минфина РФ, ликвидная часть ФНБ на 1 августа 2025 года составила 48,3 млрд долларов (1,8% ВВП, прогнозируемого на 2025 год) против 52,6 млрд долларов на 1 июля.
Российский бюджет сверстан с дефицитом, который на конец июля 2025 года уже превысил плановый показатель на весь год. Расходы бюджета за первые семь месяцев выросли на 20,8%, до 25,19 трлн рублей, а доходы увеличились всего на 2,8%, до 20,32 трлн рублей. При этом весной правительство уже увеличивало плановый показатель бюджетного дефицита на текущий год втрое – до 1,7% ВВП. Такая корректировка была связана, в частности, с низким уровнем цен на нефть и торговыми ограничениями. Наблюдатели не исключают, что по итогам года дефицит бюджета превысит и этот показатель.
Главным драйвером расходов остается военный бюджет. На 2025 год расходы только на оборону запланированы в размере 13,5 трлн рублей, что составляет около 32% от общего объема бюджетных расходов. А совокупные расходы на оборону и национальную безопасность составят около 17 трлн рублей, или 41% всех бюджетных расходов, что является максимальным показателем с момента окончания холодной войны.
По мнению Александра Либмана, экономическое будущее России в большей степени зависит от внутренних шагов, чем от внешнего давления. «Запад своими санкциями вряд ли доведет Россию до экономического коллапса. Но правительство Путина вполне само может создать серьезные проблемы, например, если будет все сильнее вмешиваться в экономику, национализировать предприятия или вводить ограничения цен, – заявил Либман в подкасте ВТП. В этом случае, по его оценке, нельзя исключать «сценарий масштабной рецессии».
Источники: Ostwirtschaft (нем.) FT, AP, Le Monde (англ.)
Главным драйвером расходов остается военный бюджет. На 2025 год расходы только на оборону запланированы в размере 13,5 трлн рублей, что составляет около 32% от общего объема бюджетных расходов. А совокупные расходы на оборону и национальную безопасность составят около 17 трлн рублей, или 41% всех бюджетных расходов, что является максимальным показателем с момента окончания холодной войны.
По мнению Александра Либмана, экономическое будущее России в большей степени зависит от внутренних шагов, чем от внешнего давления. «Запад своими санкциями вряд ли доведет Россию до экономического коллапса. Но правительство Путина вполне само может создать серьезные проблемы, например, если будет все сильнее вмешиваться в экономику, национализировать предприятия или вводить ограничения цен, – заявил Либман в подкасте ВТП. В этом случае, по его оценке, нельзя исключать «сценарий масштабной рецессии».
Источники: Ostwirtschaft (нем.) FT, AP, Le Monde (англ.)